Найти в Дзене

Дети Барса I и дальнейшая работа над орловским рысаком

После получения Барса I, сочетавшего ценные качества исходных пород, выведение новой породы не закончилось. Перед А.Г. Орловым стояла сложнейшая задача: повторяя и закрепляя идеальную модель в потомстве, не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, постоянно её совершенствуя в отношении формы и функции.

Барс I пробыл в заводе 17 лет, оставил 11 сыновей и 18 дочерей, получивших заводское назначение. Дети Барса I были получены от весьма различных генеалогических сочетаний, что свидетельствует о проведении в заводе систематических опытов и изысканий наилучших методов подбора. Племенная работа велась не на случайную удачу, а по строго продуманному и точно выполнявшемуся плану. Подбор к Барсу I осуществлялся в 15 вариантах.

Барсу подбирались матки, не только аналогичные ему (арабо-датско-голландского происхождения), но и арабо-мекленбургские, английские родстеры (упряжные) и даже чисто верхового комплекса. Наименее успешным оказалось разведение помесей "в себе".

От кобылы арабо-голландского комплекса Чернички (Араб 2 – Большая серая из Голландии) Барс I дал трех дочерей, зачисленных в маточный состав: Постоянницу, Рынду и Черничку. В.И. Шишкин отметил Рынду и Черничку в записке «Дочери Барса I, от которых произошли значительные породы».

От арабо-датско-голландских маток, в большинстве случаев с инбридингом на Полкана II - II , были получены неплохие жеребцы Похвальный I, Барсик Большой и Усан I. Линии первых двух из них очень скоро угасли. Похвальный I пал в возрасте 8 лет, успев оставить ценного производителя Похвального 2-го 1798 г.р. и одну заводскую матку Павлинку. Барсик Большой оставил в заводе одного заводского жеребца – Молодца 1800 г.р. и 11 кобыл, поступивших в маточных состав, был подарен А.А. Чесменскому. Серый Усан I, по мнению В.И. Шишкина, был наряду с Любезным I, Безымянкой I и Силинским I, лучшим сыном Барса I, однако в возрасте 5 лет он был выхолощен и подарен императору Александру I. Интересный факт, что у Александра I Усан ходил не в упряжке, а был любимым верховым конем и при дворе за свое могучее сложение получил новую кличку – Богатырь. В заводе в маточный состав были зачислены две его дочери – Гусыня и знаменитая Досадная, мать замечательного жеребца Усана II.

Усан I под седлом императора Александра I. Автор Ф. Крюгер
Усан I под седлом императора Александра I. Автор Ф. Крюгер

Самыми ценными оказались дети Барса I от арабо-мекленбургских кобыл: Любезный I 1794 г.р. (от Гнедой) и Лебедь I 1804 г.р. (от Невинной). К ним по прямой мужской линии восходят все современные орловские рысаки. Кобылы от этого скрещивания также прославились на заводском поприще: Лебёдка (бабка Добрыни 2-го и Барса 3-го), Арфа (прабабка Усана завода В.И. Шишкина, бабка Красика и др.), Амазонка (мать Серьезного I и Нечаянной, давшей великого производителя Полкана 3-его).

В.И. Шишкин так описывал Лебедя I: «Последний сын Барса I – Лебедь I от Невинной, Фелькерзамовой дочери, - жеребец был широкий, в особых мускулистых, крепких статях, от которого и поныне ведется порода рысистых лошадей». Лебедь I через своих сыновей Ловкого I и Лебедя II оказал огромнейшее влияние на породу. Шесть из из восьми современных линий орловского рысака восходят к этому жеребцу.

-2

Любезный I по описанию современников «был необыкновенно широк и сух, имел прекрасную шею с отличным зарезом, арабскую голову и выпуклые, выразительные глаза, был 2 арш. 3,5 верш. (159 см)». Он отличался выдающимся здоровьем, которое сохранил до глубокой старости. Подтверждением этого являются следующие строки В.И. Коптева: «После блестящей выводки был пущен без узды, на совершенной свободе знаменитый рысак и заводской производитель, на котором ездил сам граф А.Г., 24-летний Любезный I, но всё ещё бодрый и могучий. Вбежав в распахнувшиеся двери манежа он сделал три круга своим быстрым, воздушным аллюром и остановился как вкопанный».

Знаменитые сестры из этого комплекса Амазонка и Арфа от Цесарбеихи имели преобладание арабской крови (3/4 арабской и ¼ мекленбургской). Амазонка, согласно записке В.И. Шишкина, обладала исключительной красотой и резвостью. А.Г. Орлов настолько её любил, что не смог расстаться с ней во время своей высылки из России и взял её с собой в Дрезден.

Несмотря на то, что в Хреновом использовали восемь сыновей и 44 дочери Любезного I, уже к 40-м годам XIX столетия эта линия здесь угасла, и её дальнейшее развитие шло только через завод В.И. Шишкина.

От Барса I и английский кобыл были получены три жеребца - серый Добрый I 1794 г.р. от Доброй, серый Силинский I от Силинской, вороной Пруссачкин 1795 г.р. от Пруссачки, и три кобылы – Грузная, Противная и Рында. Пруссачкин и Силинский I сыновей-производителей не оставили. Кобылы от этого скрещивания были более успешны в заводе: Грузная оказалась знаменитой заводской маткой, она бабка Ловкого I, отца Полкана 3-го, прабабка Ворона 3-го, Поспешного 2-го и др., Противная дала от Любезного I Икунью, мать Икуньи от Кролика I, кровь которой текла в шишкинском Кролике 7.43, в Даре 5.21, Ловчем 2.13, Леле 2.16, Волне, бабке Гранита 5.23 зав. К.К. Толя и которая помимо этого дала 7 кобыл, получивших заводское назначение.

От Барса I и кобыл комплекса Полкан I + мекленбургская кобыла было получено 3 кобылы - Беглянка и две Угрюмые. Беглянка оставила сына – заводского жеребца Улана 2-го, который не дал хороших сыновей, но, видимо, оставил хороших дочерей, поскольку Беглянка также входила в список В.И. Шишкина лучших дочерей внуки Барса I. Сестра Беглянки Угрюмая ничего выдающегося не дала, а вторая Угрюмая является матерью Старого Атласного и прабабкой Горностая 5-го через свою дочь Лихую.

Горностай V, правнук Угрюмой
Горностай V, правнук Угрюмой

От Барса I и голлано-английских кобыл только один жеребец получил заводское назначение – серый Постояннихин, который в возрасте 8 лет был кастрирован и отправлен в Москву. Однако он успел оставить в заводе трех дочерей – Вихрястую, Закрасу и Надежную. Из гнезда Закрасы вышли Степенный 3-й, Кролик 5-й, Безымянка 2-й и ряд хороших маток, а Надежная стала матерью Постояннихина 2-го и бабкой Горностая 4-го и Поспешного.

От Барса I и англо-арабских кобыл заводское назначение получил только один гнедой жеребец – Безымянка I 1800 г.р. По кровности он являлся полуарабом, был необычайно хорош по себе, очень сух и породен, и вполне закономерно, что В.И. Шишкин причислял его к лучшим детям Барса I.

От Барса I и англо-арабо-хорошевских кобыл в маточный состав завода попала только одна Бандура от Спесивой.

От Барса I и кобыл комплекса арабская + английская + голландская +мекленбургская была получена одна из лучших дочерей Барса I Натужная, в потомках которой числятся Чистец, Любимец и ряд ценных маток.

От Барса I и кобыл арабо-датско-голлано-персидского комплекса была получен знаменитая матка Непобедимая, мать Непобедимого I, Доброй и Отгадчицы.

Помимо этого, от Барса I и кобылы Струнки (Фелькерзам I – кобыла из Острова Змейки неиз. Породы) была получена Хозинка, бабка Быстрого I и мать кобыл Хозинки от Кролика I, Гусарки, Удачной. Также от Барса I и неизвестной кобылы произошел Барсик Серый 1792 г.р., подаренный шурину А.Г. Орлова Д.Н. Лопухину и успевший дать производителя Барсика Гнедого.

И от кобылы Серой (неизв. отец – Ронделевская из Англии) был получена знаменитая заводская матка Загонная, мать Чистяка 2-го и Крикуши. Дочь Крикуши Веспа оказалась выдающейся маткой, чей сын, изумительный по красоте Чистяк 3-й прославился и на заводском поприще, а несколько его дочерей получили назначение в маточный состав.

Чистяк III, сын Веспы и внук Загонной
Чистяк III, сын Веспы и внук Загонной

Трудно поверить, что дети Барса I имели значительное внешнее сходство между собой. Их матери, различные по происхождению и, конечно, по типу, передавали детям те или иные черты как в отношении типа и форм, так и в отношении рысистых способностей и характера аллюра. Вполне справедливо суждение доктора А. Шапоружа: «Гр. Орлов мог убедиться, что:
1) скрещивание Барса с лошадьми, насыщенными голландской кровью, давало практичных аллюрных лошадей, которые в телосложении и благородстве регрессировали по сравнению с Барсом;
2) при скрещивании с английскими кобылами или облагороженными английской кровью нарядность и благородство форм страдали меньше, но снижалась резвость и качество движений;
3) при скрещивании с кобылами преимущественно восточной крови сильнее подчеркивались качества Сметанки, но те успехи, которые были достигнуты при создании Барса, и те дополнения, которые требовались рысистой лошади, опять частично исчезали».

Подробные расщепления происходили и в последующих генерациях, и А.Г. Орлову, а в дальнейшем и В.И. Шишкину всё время приходилось пристально наблюдать и отмечать нежелательные отклонения в одном из признаков, по которым велся отбор, и путем соответствующего подбора снимать отклонения полностью или уменьшать их. Если же отклонения появлялись резко и по ряду признаков, то такие животные выбраковывались во избежание засорения породы нежелательными элементами, которые бы только тормозили созидательную работу заводчика.

Источники: из книг Г. А. Рождественской "Орловский рысак", издательство "Аквариум", 2003 г. и С.В. Афанасьева «Орловский рысак», издательство «Книжный мир», 2010 г.