Во многих картинах романского и готического периода, а также Эпохи Возрождения, обращает на себя внимание тот факт, что размеры изображенных разительно отличаются друг от друга, притом независимо от того, на каком расстоянии они находятся. Вот, например, на картине неизвестного франкфуртского художника показано распятие. Рядом с Христом — фигуры святых, а на переднем плане группа коленопреклоненных молящихся. Хотя по законам перспективы эти люди должны были быть крупнее, чем распятие и находящиеся рядом с Христом святые, на самом деле все ровно наоборот.
Люди показаны очень мелкими.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Эта характерная особенность средневекового искусства имеет глубокие корни в истории. Если мы вспомним ассирийское или египетское искусство, то и там заметим нечто подобное. Фараон или царь всегда изображался крупнее по размерам, чем его враги или подданные. По росту он был вровень только с богами.
Логика понятна: художники зримо давали понять, кто тут главный, и показать буквально по росту весь ранжир. Самый существенный персонаж — самый большой. Чем он меньше, тем он скромнее. В средние века таковыми обычно изображали обычных людей.
В средние века и в Эпоху Возрождения на картинах, в росписях церквей и на миниатюрах было принято среди евангельских персонажей изображать и донаторов, обычно коленопреклоненных и в молитвенной позе. Донатор — это заказчик данного произведения, или благотворитель, спонсор храма. Эти люди мечтали видеть себя рядом с Христом и святыми (это как если бы спонсор кинофильма попросил снять его в маленьком эпизоде рядом со звездой экрана). Художники охотно выполняли такую просьбу (как отказать тому, кто финансирует твое творчество?), и донаторы оказывались на картине, как правило, изображенными по пояс или на коленях. Их располагали по краям картины, а размерами они существенно уступали главным персонажам.
Интересно заметить, что, например, здания, стены городов и другие крупные объекты на средневековых картинах по масштабу примерно такие же, как и человеческие фигуры. То есть, реальное соотношение масштабов между человеком и большими вещами и животными тоже не соблюдалось.
Читайте еще на моем канале:
Будете в Пскове, сходите в Палаты Постниковых, почувствуйте себя в гостях у купца XVII века