Для корректности нужно сразу упомянуть, что никакого Бартини не было.
Напомню его биографию, как она изложена в Википедии и в книге Чутко "Красные самолёты", написанной со слов самого Роберта Людвиговича.
В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. Но оказалось, что мальчик был не простым. Его мать, дворянка, была соблазнена самим Людовико Бартини, и забеременела. После родов она утопилась в пруду. Оставленного на берегу ребёнка нашёл садовник, который через несколько лет устроился работать к барону. Ну, а потом барон воспитал его как своего сына.
Проблема в том (помимо самой истории, достойной индийского кинематографа) что ни в одном из итальянских, венгерских, австро-венгерских, австрийских и немецких генеалогических изданий не упоминается род Бартини. Исследователи нашли протоколы допроса "Бартини" после его ареста. Там записано, что документы на фамилию Бартини он получил перед отправкой в СССР, а до того носил фамилию отчима Людвига Орожди. Настоящий его отец, якобы, - барон Формах, мать носила фамилию Ферсель. Вот барон Филипп Ороджи, действительно, имел поместье вблизи Фиуме, и у него был брат Лайош, который жил в Будапеште. Лайош по-итальянски — Лодовико, по-немецки — Людвиг. При этом фамилий Формах и Ферсель в родословных так и не встречается.
Впрочем, то, что истина прояснилась, не мешает энтузиастам полагать Бартини (всё таки будем называть Ороджи так, как привыкли) "человеком ниоткуда", Азазелем, или, вообще, прогрессором инопланетной цивилизации. Тем более, что темных мест в "досоветской" биографии Бартини полно.
В этой статье я хочу вспомнить лишь одно направление работ Роберта Людвиговича - гидроавиацию.
В сентябре 1928 года, после ареста Д. П. Григоровича, Бартини возглавил экспериментальную группу ОПО-3 ЦКБ по проектированию гидросамолётов в Севастополе, и начал работать над летающей лодкой МТБ-2 (Морской тяжелый бомбардировщик-второй) или МК-1 - морской крейсер. Лодка предполагалась необычной - катамаран. Одним из вариантов вооружения, помимо бомб, была подвеска между лодками-фюзеляжами радиоуправляемого катера-торпеды. Среди прочих, под руководством Бартини, в ОПО-3 работал инженер С.П. Королёв. Примерно в это время у Королёва возникла идея строить самолёт с ЖРД.
МК-1 (АНТ-22). Взято на авиару.рф
В 1930 Бартини рассорился с начальством и ушёл из КБ. Гигантская 6-и моторная летающая лодка же полетела уже как туполевский АНТ-22.
Ещё одна машина, разработанная Бартини в ОПО-3 была не такой оригинальной, как МК-1, но стала по настоящему легендарной. На основе проекта Бериев выпустил МБР-2 - самый массовый советский гидросамолёт (1365 штук), которых выпустили даже больше маленькой Ш-2. МБР-2 был основой советской флотской авиации всю Великую Отечественную войну.
МБР-2. Взято на topwar.ru
В конце 1935 Бартини построил дальний арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду. Самолёт строился из нержавеющей стали. Изначально Бартини спроектировал уникальную моторную установку. Установленные тандемом двигатели вращались в разные стороны, взаимно гася закрутку. Крыло у центроплана превращалось в кольцо, охватывающее винты. Интенсивность вихрей на концах лопастей в результате значительно снижалась.
Первоначальный проект ДАР . Взято на malevichart2.blogspot.com
Испытания в аэродинамической трубе показали, что тяга двигателя увеличивалась на 30% - "эффект Бартини". Но изготовить крыло такой сложной формы на производстве оказалось нереально. В итоге ДАР полетел с обычным прямым крылом
ДАР. Взято на topwar.ru
Но даже в таком виде серийный выпуск организовать не удалось - сложно было освоить сварку нержавейки.
В середине 50-х сложилась противоречивая ситуация. Уже существовали бомбардировщики с межконтинентальной дальностью - B-52, Ту-95. Но с их скоростью они были лёгкой добычей для быстро развивающегося ПВО с зенитными ракетами.
Появились сверхзвуковые бомбардировщики, которые для тогдашнего ПВО были сложной целью. Но их двигатели жрали много топлива, и дальность их была не велика. Создание сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика представлялась крайне сложной задачей.
Идея Бартини состояла в следующем - сделать сверхзвуковой бомбардировщик, способный садиться на воду. Там он мог получить горючее от корабля или подводной лодки, и лететь дальше бомбить Вашингтон.
Проект Р.Л. Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.
В СибНИА в 1952-1957 годах по инициативе и под руководством Р. Бартини был разработан новый тип сверхзвукового крыла. Крыло Бартини получило распространение в мировой авиационной технике как крыло Бартини.
А-57. Взято на keywordbaskets.com
Взлетать он должен был, опираясь на выдвижную лыжу-подводное крыло, и используя экранный эффект. На самолёте предполагалось оживальное крыло (крыло Бартини), у которого стреловидность передней кромки плавно меняется от большой у фюзеляжа до маленькой у конца. Такое крыло потом использовалось на Ту-144 и Конкорде.
Был вариант с дальним самолётом-снарядом РСС или пилотируемом самолёте-разведчком на спине, и вариант с атомным двигателем.
А-57 с РСС. Взято на airwar.ru
.
Самое интересное - не то, что такой проект был (мало ли было сумасшедших проектов в авиации), а то, что для оценки его привлекли специалистов от Туполева и Мясищева - фактически конкурентов в плане проектирования межконтинентальных бомбардировщиков. И конкуренты не смогли найти ошибок, так что проект был вполне реалезуем.
В этот период у Бартини рождается еще одна идея: создание крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды, пустыни, моря и океаны. Работы начались на небольшом Бе-1, прошедшем летные испытания в 1961-63 гг.
Бе-1 («Гидролёт») — экспериментальный гидросамолёт для исследования экранного эффекта. Взято на russkievesti.ru
Затем масштаб был увеличен, был построен МВА-62 – проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
Макет МВА-62. Взято на va-sk.ru
Аэродинамическая компоновка, газоструйная система управления, подъемные двигатели, взлетно-посадочное устройство, состоящее из надувных поплавков, и другие элементы конструкции выглядели революционно для своего времени, что заставляло сомневаться в возможности практической реализации. Был построен макет.
Ещё один проект самолёта такой схемы, вертикального взлёта, при этом пассажирского тоже закончился постройкой макета.
Макет самолета вертикального взлета. Взято на va-sk.ru
Практическая реализация проекта сулила необычайно широкие возможности: взлет-посадка на воду или сушу практически в любом месте; высокая мореходность; ведение действий из положения дежурства на плаву; размещение на борту опускаемой гидроакустической станции и т.д. Проект МВА-62 послужил основой для создания амфибии ВВА-14.
В 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 «Вертикально взлетающая амфибия».
В 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П.
Видео полётов ВВА-14:
Необычные летательные аппараты Новости авиатехники
ВВА -14 Часть 1
11 сентября 2022
6:47
Через некоторое время после смерти Р.Л. Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были постепенно свернуты под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.
Используя схему ВВА-14 инженеры инженеры И. Берлин и В. Корчагин, работавшие в КБ Бартини, разработали истребитель вертикального взлёта с поплавками КОР-70.
КОР-70. Взято на va-sk.ru
КОР-70 с выпущенными шасси. Взято на va-sk.ru
Зачем, спрашивается истребителю с СВВП поплавки? Главная проблема СВВП - они не могут поднимать столько же груза (оружия и топлива), сколько самолёты с обычным взлётом и требуют для взлёта большое количество горючего. Между тем, более 80% времени по сезону состояния моря позволяет взлетать самолёту с воды, как гидросамолёту. И такой гидросамолёт вполне мог конкурировать с самолётами авианосного базирования, имея возможность в остальное время работать как СВВП.
Но на вооружение уже был принят Як, и проект не закончился постройкой реальной машины.