Найти в Дзене

Гидросамолёты Бартини

Для корректности нужно сразу упомянуть, что никакого Бартини не было. Напомню его биографию, как она изложена в Википедии и в книге Чутко "Красные самолёты", написанной со слов самого Роберта Людвиговича. В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. Но оказалось, что мальчик был не простым. Его мать, дворянка, была соблазнена самим Людовико Бартини, и забеременела. После родов она утопилась в пруду. Оставленного на берегу ребёнка нашёл садовник, который через несколько лет устроился работать к барону. Ну, а потом барон воспитал его как своего сына. Проблема в том (помимо самой истории, достойной индийского кинематографа) что ни в одном из итальянских, венгерских, австро-венгерских, австрийских и немецких генеалогических изданий не упоминается род Бартини. Исследователи нашли протоколы допроса "Бартини" после его ареста. Там за

Для корректности нужно сразу упомянуть, что никакого Бартини не было.

Напомню его биографию, как она изложена в Википедии и в книге Чутко "Красные самолёты", написанной со слов самого Роберта Людвиговича.

В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. Но оказалось, что мальчик был не простым. Его мать, дворянка, была соблазнена самим Людовико Бартини, и забеременела. После родов она утопилась в пруду. Оставленного на берегу ребёнка нашёл садовник, который через несколько лет устроился работать к барону. Ну, а потом барон воспитал его как своего сына.

Проблема в том (помимо самой истории, достойной индийского кинематографа) что ни в одном из итальянских, венгерских, австро-венгерских, австрийских и немецких генеалогических изданий не упоминается род Бартини. Исследователи нашли протоколы допроса "Бартини" после его ареста. Там записано, что документы на фамилию Бартини он получил перед отправкой в СССР, а до того носил фамилию отчима Людвига Орожди. Настоящий его отец, якобы, - барон Формах, мать носила фамилию Ферсель. Вот барон Филипп Ороджи, действительно, имел поместье вблизи Фиуме, и у него был брат Лайош, который жил в Будапеште. Лайош по-итальянски — Лодовико, по-немецки — Людвиг. При этом фамилий Формах и Ферсель в родословных так и не встречается.

Впрочем, то, что истина прояснилась, не мешает энтузиастам полагать Бартини (всё таки будем называть Ороджи так, как привыкли) "человеком ниоткуда", Азазелем, или, вообще, прогрессором инопланетной цивилизации. Тем более, что темных мест в "досоветской" биографии Бартини полно.

В этой статье я хочу вспомнить лишь одно направление работ Роберта Людвиговича - гидроавиацию.

В сентябре 1928 года, после ареста Д. П. Григоровича, Бартини возглавил экспериментальную группу ОПО-3 ЦКБ по проектированию гидросамолётов в Севастополе, и начал работать над летающей лодкой МТБ-2 (Морской тяжелый бомбардировщик-второй) или МК-1 - морской крейсер. Лодка предполагалась необычной - катамаран. Одним из вариантов вооружения, помимо бомб, была подвеска между лодками-фюзеляжами радиоуправляемого катера-торпеды. Среди прочих, под руководством Бартини, в ОПО-3 работал инженер С.П. Королёв. Примерно в это время у Королёва возникла идея строить самолёт с ЖРД.

МК-1 (АНТ-22). Взято на авиару.рф

В 1930 Бартини рассорился с начальством и ушёл из КБ. Гигантская 6-и моторная летающая лодка же полетела уже как туполевский АНТ-22.

Ещё одна машина, разработанная Бартини в ОПО-3 была не такой оригинальной, как МК-1, но стала по настоящему легендарной. На основе проекта Бериев выпустил МБР-2 - самый массовый советский гидросамолёт (1365 штук), которых выпустили даже больше маленькой Ш-2. МБР-2 был основой советской флотской авиации всю Великую Отечественную войну.

-2

МБР-2. Взято на topwar.ru

В конце 1935 Бартини построил дальний арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду. Самолёт строился из нержавеющей стали. Изначально Бартини спроектировал уникальную моторную установку. Установленные тандемом двигатели вращались в разные стороны, взаимно гася закрутку. Крыло у центроплана превращалось в кольцо, охватывающее винты. Интенсивность вихрей на концах лопастей в результате значительно снижалась.

-3

Первоначальный проект ДАР . Взято на malevichart2.blogspot.com

Испытания в аэродинамической трубе показали, что тяга двигателя увеличивалась на 30% - "эффект Бартини". Но изготовить крыло такой сложной формы на производстве оказалось нереально. В итоге ДАР полетел с обычным прямым крылом

-4

ДАР. Взято на topwar.ru

Но даже в таком виде серийный выпуск организовать не удалось - сложно было освоить сварку нержавейки.

В середине 50-х сложилась противоречивая ситуация. Уже существовали бомбардировщики с межконтинентальной дальностью - B-52, Ту-95. Но с их скоростью они были лёгкой добычей для быстро развивающегося ПВО с зенитными ракетами.

Появились сверхзвуковые бомбардировщики, которые для тогдашнего ПВО были сложной целью. Но их двигатели жрали много топлива, и дальность их была не велика. Создание сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика представлялась крайне сложной задачей.

Идея Бартини состояла в следующем - сделать сверхзвуковой бомбардировщик, способный садиться на воду. Там он мог получить горючее от корабля или подводной лодки, и лететь дальше бомбить Вашингтон.

Проект Р.Л. Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.

В СибНИА в 1952-1957 годах по инициативе и под руководством Р. Бартини был разработан новый тип сверхзвукового крыла. Крыло Бартини получило распространение в мировой авиационной технике как крыло Бартини.

-5

А-57. Взято на keywordbaskets.com

Взлетать он должен был, опираясь на выдвижную лыжу-подводное крыло, и используя экранный эффект. На самолёте предполагалось оживальное крыло (крыло Бартини), у которого стреловидность передней кромки плавно меняется от большой у фюзеляжа до маленькой у конца. Такое крыло потом использовалось на Ту-144 и Конкорде.

Был вариант с дальним самолётом-снарядом РСС или пилотируемом самолёте-разведчком на спине, и вариант с атомным двигателем.

-6

А-57 с РСС. Взято на airwar.ru

-7

.

Самое интересное - не то, что такой проект был (мало ли было сумасшедших проектов в авиации), а то, что для оценки его привлекли специалистов от Туполева и Мясищева - фактически конкурентов в плане проектирования межконтинентальных бомбардировщиков. И конкуренты не смогли найти ошибок, так что проект был вполне реалезуем.

В этот период у Бартини рождается еще одна идея: создание крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды, пустыни, моря и океаны. Работы начались на небольшом Бе-1, прошедшем летные испытания в 1961-63 гг.

-8

Бе-1 («Гидролёт») — экспериментальный гидросамолёт для исследования экранного эффекта. Взято на russkievesti.ru

Затем масштаб был увеличен, был построен МВА-62 – проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.

-9

Макет МВА-62. Взято на va-sk.ru

Аэродинамическая компоновка, газоструйная система управления, подъемные двигатели, взлетно-посадочное устройство, состоящее из надувных поплавков, и другие элементы конструкции выглядели революционно для своего времени, что заставляло сомневаться в возможности практической реализации. Был построен макет.

Ещё один проект самолёта такой схемы, вертикального взлёта, при этом пассажирского тоже закончился постройкой макета.

-10

Макет самолета вертикального взлета. Взято на va-sk.ru

Практическая реализация проекта сулила необычайно широкие возможности: взлет-посадка на воду или сушу практически в любом месте; высокая мореходность; ведение действий из положения дежурства на плаву; размещение на борту опускаемой гидроакустической станции и т.д. Проект МВА-62 послужил основой для создания амфибии ВВА-14.

В 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 «Вертикально взлетающая амфибия».

-11

В 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П.

Видео полётов ВВА-14:

Необычные летательные аппараты Новости авиатехники

ВВА -14 Часть 1

11 сентября 2022

6:47

Через некоторое время после смерти Р.Л. Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были постепенно свернуты под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.

Используя схему ВВА-14 инженеры инженеры И. Берлин и В. Корчагин, работавшие в КБ Бартини, разработали истребитель вертикального взлёта с поплавками КОР-70.

-12

КОР-70. Взято на va-sk.ru

-13

КОР-70 с выпущенными шасси. Взято на va-sk.ru

Зачем, спрашивается истребителю с СВВП поплавки? Главная проблема СВВП - они не могут поднимать столько же груза (оружия и топлива), сколько самолёты с обычным взлётом и требуют для взлёта большое количество горючего. Между тем, более 80% времени по сезону состояния моря позволяет взлетать самолёту с воды, как гидросамолёту. И такой гидросамолёт вполне мог конкурировать с самолётами авианосного базирования, имея возможность в остальное время работать как СВВП.

Но на вооружение уже был принят Як, и проект не закончился постройкой реальной машины.