Здравствуйте, друзья. Теперь, когда Вы уже примерно представляете, какие плюсы и минусы предлагает своим партнерам и клиентам Kaspi Магазин, пришло время поговорить о том, что же требуется для эффективной торговли в Kaspi Магазине. Естественно, что деньги сами не полетят в Ваши карманы, а для получение высоких продаж и качественного обслуживания клиентов потребуется не только упорство, хороший сервис и ответственный подход к делу, но и знание того, что необходимо для онлайн торговли через маркетплейсы. А сам принцип работы на маркетплейсе кардинально отличается от того, к чему Вы уже привыкли в реальной, офлайн торговле. Поехали!
ТРЕБОВАНИЕ 1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Прежде всего это очевидно, но тем не менее стоит обратить внимание на, что для работы в Kaspi Магазине требуется официально зарегистрированная компания. Kaspi не позволяет физлицам торговать через свою систему, что возможно и правильно. Подойдет любая форма собственности, ИП или ТОО, не имеет никакого отличия. Кто-то говорит, что Kaspi охотнее пускает ТОО, но это не точно, на сайте торгует множество ИП.
Вам необходим счет в Kaspi Банке, т.к. на него будут приходить заработанные деньги. Скачайте себе приложение Kaspi Pay, в него встроен кабинет Kaspi Магазина, и если под рукой нет компьютера, можно принимать заказы или менять цены через него.
Хочу отметить, что открыть счет и скачать Kaspi Pay может любой желающий. А вот подключение к Kaspi Магазину проходит в ручном формате. Это значит, что определенный сотрудник банка будет рассматривать Вашу заявку, и если она по каким-то их собственным критериям не подойдет, они Вам откажут. Ничего страшного, заявку можно подать снова через какое-то время. Но минус в том, что порой Kaspi вообще полностью прикрывает процесс приема новых партнеров, и тут уже ничего не сделать кроме как ждать. Есть мнение, что Kaspi смотрит на возраст компании, и не берут в магазин однодневки, зарегистрированные грубо говоря вчера. Впрочем, это не точно, и никем не подтверждено. На моей практике было так, что брали и просто реально новую фирму без единой продажи, и наоборот, старые действующие предприятия блокировали.
Аналогично с оборотом. Раньше у Kaspi было требование к обороту, и они не брали крошечные микро-фирмы в Kaspi Магазин. Сейчас официально такого требования нет, как я говорил, даже свежеиспеченные компании спокойно регистрируются, а порой бывают, что заворачивают крупные многомиллионные компании. Поэтому, точной рекомендации нет, но если Ваша фирма долго существует на рынке, и у Вас есть хорошие, подтвержденные продажи, то Ваши шансы повышаются.
ТРЕБОВАНИЕ 2. СКЛАД/ОФИС/СВОЙ КУРЬЕР
Огромным плюсом стал отказ от требований к качеству офиса или склада. Когда Kaspi Магазин только начинал свою деятельность, они настолько жестко подходили к выбору партнеров, что даже их сотрудники лично ходили в магазины или офисы потенциальных партнеров, и оценивали их удобство и внешний вид. Требовался дорогой ремонт, удобная парковка и наличие товара на складе. Были даже требования по расположению и размеру вывески. К счастью, теперь, никто к Вам ходить не будет, и Вы имеете возможность торговать как и из магазина (если у Вас есть офлайн каналы продаж), так и Вы имеете возможность построить только онлайн бизнес, без возможности посещения Вашего склада (если например склад находится за городом, где-то в ужасном месте). Однако, какой бы вариант Вы не выбрали, Вам все равно понадобится какое-то пространство для упаковки товара и подготовки к выдаче или отправке. Я знаю, что некоторые торгуют из дома, но в таком случае мне непонятно, как такие компании регистрируются без официального адреса? Вероятно, такие люди регистрируют ИП на домашний адрес, и в принципе в последнее время Kaspi принимает и такие компании. Если Ваш товар маленький, и Вы сможете упаковать его и дома, то тогда можно работать даже на дому.
У Вас всегда должны быть в наличии упаковочные материалы. Kaspi довольно жестко относится к правилам упаковки, и хотя транспортные компании относятся к этому вопросу пренебрежительно, в случае каких-то спорных ситуаций, например боя или порчи товара, при плохой упаковке (не по правилам) Kaspi радостно откажет Вам в компенсации. Поэтому упаковка должна быть, и это очень сложный вопрос, т.к. многие товары физически трудно запаковать, а многие не имеют своей родной упаковки. И я говорю не просто о затратах по времени на упаковку, сами упаковочные материалы стоят очень дорого. В любом случае, в Вашей компании должен быть ответственный человек, который будет заниматься упаковкой и подготовкой товара к отправке, а для него выделено рабочее место. Повезло тем, у кого маленький или не хрупкий товар, типа лекарств или одежды.
Если Вы планируете отправлять товары в другие регионы, или делать доставку по городу, Вам нужен будет курьер. Сразу скажу, что люди почти не заказывают товары без доставки, и регионы Казахстана тоже делают неплохие продажи. Поэтому доставка Вам нужна, и нужен курьер, который сможет доставлять товары по городу или на склад Kaspi. Склады находятся, как правило за городом, поэтому курьеру нужен будет транспорт.
В случае, если Вы подключаете экспресс доставку по городу, то доставкой по городу будет заниматься партнер Магазина Яндекс.Доставка. Это очень удобно, людям очень нравится экспресс доставка, но отправлять ей можно только маленькие товары. Для подключения этой услуги у Вашей фирмы должен быть магазин или склад в свободном доступе (то есть для заезда не нужно платить или заказывать пропуск), и все что нужно сделать – это передать курьеру запакованный товар, а остальное он сделает сам.
ТРЕБОВАНИЕ 3. БЕЛЫЕ ПОСТАВЩИКИ
Теперь о главном. В последнее время, Kaspi Магазин начал очень жесткую борьбу с серыми поставщиками. Дело в том, что в период пандемии Магазин снизил свои требования к партнерам, и запустил ораву барахольских перекупов, как мы даже иногда называем таких продавцов «донерными». Грубо говоря, Магазин заполонили левые продавцы, продающие непонятно что из каждого ларька, подвала или даже имея фиктивную компанию. Конечно, это влияет на клиентов, на репутацию, и на атмосферу в маркетплейсе в целом. Как результат – началась чистка, которая убирает ненадежных продавцов, но и усложняет жизнь честным продавцам, вроде нас.
В Kaspi Магазине есть перенаселение в некоторых категориях, в особенности в самых популярных, вроде сотовых телефонов и компьютеров. Набор продавцов в эти категории просто не происходит. Хотя всегда стоит попробовать, вдруг появилось свободное место?
Что касается прочих категорий, то все больше и больше из них переходят в статус так называемых «ограниченных» категорий. То есть, чтобы выставить товар в такую категорию, Вы должны сначала подать заявку на открытие категории, приложить дилерский договор, сертификаты качества, накладные или любые другие документы, которые подтвердят качество продаваемого Вами товара. Идея хорошая, позволяет убрать продавцов подделок и некачественного товара, но выполнена не совсем грамотно, т.к. порой Kaspi отказывает без объяснения причин, может отвергать даже реальные подлинные документы и так далее. Создается простор для коррупционной составляющей, и интернет пестрит сотнями объявлений неких лиц, которые якобы помогут нарисовать сертификаты и открыть категории. В целом, если Вы торгуете честно, имеете договора и репутацию, я думаю, бояться нечего.
Что касается и открытых категорий, Kaspi в любой момент может запросить подтверждение, или перевести открытую категорию в закрытую. Поэтому, рекомендую все таки работать честно, иметь договора и накладные на покупаемый товар.
ТРЕБОВАНИЕ 4. СИСТЕМА УЧЕТА ТОВАРОВ
Очень большим плюсом Kaspi является актуальность базы товаров. Согласитесь неприятно делать заказ, а через какое-то время продавец сообщает, что его нет. Kaspi жесточайшим образом наказывает за отмены заказов, а возможности продать товар по другой цене нет. Поэтому, все Ваши остатки и цены должны быть всегда актуальными. Несколько раз подведете клиентов, и Вас заблокируют.
Многие продавцы работают по тетрадке, закупили товар, написали маркером цену с накруткой и сидят довольные. На Kaspi так не получится, у Вас должна будет быть какая-то система, которая позволит учитывать Ваши остатки и цены, и формировать прайс лист. Об этом поговорим отдельно, конечно Вы можете и вручную постоянно менять наличие и цены, но так Вы обязательно совершите ошибку, и однажды горячо обожжетесь. Об этом в следующем слайде.
Кстати, на Kaspi невозможно продавать товары noname, то есть к примеру, какие-то китайские игрушки и тому подобное, что не имеет бренда и какого-то опознавательного знака. Как я говорил ранее, на Kaspi нельзя создавать собственные карточки товаров, нельзя например написать товар «трусы мужские в ассортименте». Каждая карточка товара должна соответствовать определенному реальному товару. Если Ваша продукция не позволяет так сделать, к сожалению, работать на Kaspi Вы не сможете.
ТРЕБОВАНИЕ 5. МОНИТОРИНГ ЦЕН
Вы думаете, что сможете просто выставить товары в Kaspi Магазине, а потом заказы повалятся рекой? Как бы не так. Принцип маркетплейса в том, что продавцы постоянно конкурируют друг с другом, и тот, у кого цена ниже, стоит первым в списке. А по статистике, 90% клиентов покупают у первой компании. Конечно, кто-то ищет компании с хорошими отзывами, кто-то хочет доставку по быстрее, но все-таки, цена превыше всего. Продавцы в Kaspi Магазине регулярно демпингуют, снижая цены на 1 тенге ниже конкурентов, что повышает продажи.
Подобный мониторинг не должен останавливаться ни на секунду, и Вам понадобится либо помощь сотрудников, которые будут регулярно несколько раз в день следить за ценами и понижать их в соответствии с конкурентами, либо Вам надо будет использовать специальное программное обеспечение. И тот и тот вариант стоит денег, потому что Вы снижаете цену ниже конкурентов, через полчаса конкуренты снижают цену ниже Вашей, и цикл повторяется вновь и вновь.
Не стоит забывать, что плюс онлайн торговли в доступности онлайн магазина в любое время суток и из любого места. В обычном магазине Вы спокойно можете закрыть магазин и пойти домой отдыхать. В онлайн торговле огромный процент продаж совершается ночью либо в выходные дни, так как понятно, что клиентам удобнее делать выбор и заниматься шоппингом в нерабочее время. А теперь смотрите пункт выше, конечно, Вы можете также прекращать продажи в выходные, или не заниматься мониторингом цен, но тогда стоит понимать, что конкуренты обскачут Вас в два счета, и заберут себе все продажи.
ТРЕБОВАНИЕ 6. БОРЬБА ЗА ОТЗЫВЫ
Некоторые бренды запрещают демпинговать и снижать цены на свои товары. Как клиенты выбирают продавца, если цены у всех одинаковые? В дело вступают отзывы, компания с лучшим рейтингом и большим количеством отзывов стоит первой. Поэтому от количества и звезд и отзывов зависят Ваши продажи.
Проблема в том, что клиенты скупы на похвалу, а вот написать негатив недовольный клиент будет только рад.
Как я говорил ранее, в Kaspi не реализован функционал системы диспутов, то есть клиент может запросто поставить Вам одну звезду, и оспорить ее как-то Вы не сможете. Возможно написать в службу контроля качества, если отзыв действительно был заказной или поставлен по ошибке, но иных способов нет. Вы не сможете аргументировать свою позиции, дать пояснения или что-то в этом роде, как ни странно, но для Kaspi клиент всегда прав. А любой, даже нейтральный отзыв резко понижает Ваш рейтинг, а значит и Ваши шансы на продажу. Честно говоря, хоть мы и гордимся своим уровнем сервиса, но с клиентами Kaspi нам приходится носиться просто вдвойне, по сравнению с «обычными» клиентами. Дело в том, что клиенты Kaspi прекрасно поняли всю фишку, и зачастую откровенно используют свое положение, относясь к продавцу как к личному рабу. Они могут угрожать плохими отзывами, требуя особенное отношение, зачастую абсолютно неоправданное. К сожалению, нет возможности отменить заказ, потому что клиент неадекватный, а аналогично, функционала поставить оценку клиенту тоже нет. Честно говоря, это крайне выматывает, поэтому если Вы думаете, что выгрузите товары на Kaspi и будете просто отвозить заказы на склад, а Kaspi доставлять их, Вы ошибаетесь, онлайн клиенты смогут выесть мозг похлеще розничного клиента.
ВЫВОД
- Торговать в Kaspi Магазине могут только ИП или ТОО, для подключения желательно иметь обороты и некоторый стаж работы компании.
- Требования к офису или складу минимальны, но Вам все равно нужно какое-то помещение для хранения и упаковки товаров, а также курьер для доставки и отправки.
- Для торговли нужны качественные белые поставщики, вести учет товаров и цен в электронном виде.
- Для хороших продаж загрузить товары и ждать клиента недостаточно. Вам нужно круглосуточно мониторить цены, постоянно следить за отзывами.