Политологическое лидерство
Научное объяснение лидерства предполагает понимание его исторически преходящего характера, изменения его содержания на различных этапах развития общества.
Характер лидерства определяется структурой общественно-экономической формации, политическим строем, господствующей идеологией.
Лидерство как вид коммуникативной деятельности – категория, подчиненная социально-экономическим и политическим отношениям. Это один из механизмов реализации этих отношений.
Лидерство – элемент структурализации группы. Его существование и функционирование определяется объективными потребностями организации социальной жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организаций общества следует искать объяснение характера лидерства.
В понимании лидерства возникает необходимость разграничения по крайней мере трех отдельных пластов:
- Психологического. Психологов интересуют собственно психологические процессы, связанные с переходом от толпы к некой более дифференцированной общности.
- Социологического. Социолога волнует вопрос о социальных механизмах подобных процессов, равно как и стратификация самых различных сообществ.
- Политологического. Политолога же занимает только один тип общности - политический.
Соответственно, ни подростковые неформальные группы, ни производственные коллективы, ни объединения по интересам не связаны, строго говоря, с политическим водительством. Лидерство необходимо анализировать с точки зрения целей и потребностей группы. Отсюда и определенные требования, предъявляемые группой лидеру и направленные на оптимизацию групповой деятельности. Эти требования порождают нормативно регулируемое поведение лидера, определяют формы и методы его взаимоотношений с другими членами коллектива.
Личность, становящаяся лидером (в соответствии с потребностями группы), должна обладать определенными социально значимыми чертами, которые формируются в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Но при этом нельзя рассматривать личность в статике. Уже то, что личность становится лидером, принимает на себя ответственность, само по себе приводит к определенным изменениям в ее поведении, индивидуальных характеристиках. Она может лучше или хуже выполнять свои функции, в большей или меньшей мере соответствовать своей роли, в силу своих индивидуальных особенностей оказывать воздействие на развитие группы. Детерминация поведения лидера общественными отношениями отнюдь не лишает его индивидуальности и активности. Индивид потому и выступает как личность, что не остается пассивным продуктом общественных отношений, а сам с различной степенью активности воздействует на эти отношения.
Лидеры являются лидерами потому, что у них есть люди, которые гарантируют им власть и которым они подотчетны, то есть люди, на которых распространяется руководящая деятельность лидеров. Для изучения политического лидерства необходимо знать: что собой представляют различные группы, подчиненные данному лидеру; перед кем лидер несет ответственность, какие требования, ожидания и представления помогают определять поведение лидера?
Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. В политическом лидерстве различают индивидуальное лидерство – лидер и его последователи и коллективное – элита и массы]
Каковы же характерные черты политического лидерства?
Чем отличается лидерство в «малых группах» от лидерства в национальном масштабе?
В малой группе (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества: умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).
Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и на авторитет лидера оказывает значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).
Руководимые, имеющие регулярные контакты с лидером, могут высказывать свои пожелания ему непосредственно, и их представления о лидере основываются на этом опыте. Однако во многих политических ситуациях руководимые никогда не имеют возможности встретиться лицом к лицу со своими лидерами и знают их только через посредников или через средства массовой информации. Ожидания и представления о лидере в этих случаях передаются и трансформируются по многочисленным ступеням. В этом случае руководимые должны полагаться на других, чтобы узнать что-либо о лидере, а лидерам приходится полагаться на других, чтобы выяснить, чего же хотят руководимые ими люди. Это приводит к тому, что увеличиваются возможности ошибочных представлений и непониманий, а также вероятность манипуляций. Многим лидерам приходится действовать одновременно в ситуациях и того и другого типа.
Современный государственный лидер действует в рамках определенных предписаний, установленных норм, а вся бюрократическая машина «работает» независимо от смены лидеров. Хотя политические лидеры, выражая интересы определенных групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий. Участвуя в политической деятельности, они выражают и свои личностные черты, делающие их субъектами социального процесса. Их поведение не фатально, существует относительная самостоятельность, проявляется личная активность, а то и субъективность решений.
Разумеется, способы взаимосвязи политического лидера со своей общностью могут быть самые разнообразные. Например, харизматическое лидерство предполагает непосредственную и эмоционально окрашенную связь его с общностью. А в рамках представительной демократии эти отношения основаны на рациональном расчете выгод и потерь от деятельности политического лидера.
Например, исторический пример: В.И. Ленин был хорошим теоретиком, но кому нужны его террористические выкладки при большой массе безграмотного электората... Что делают его сподвижники? Они снимают кино и уже в него закладывают матрицы, которые опосредованно влияют на мотивацию толпы.
Вес и значение политического лидера на политической арене тем выше, чем сильнее его влияние на собственную общность и других политических субъектов. Понятие влияния обозначает обратное воздействие политического лидера на общность, выдвинувшую его. Наивысшей степенью влияния обладает политический лидер, который находит такие формы выражения интересов общности, которые являются одновременно и общезначимыми, и привлекательными. Поэтому его инициативы и деятельность находят поддержку людей, выступают стимулами, побуждающими их участие в политическом процессе. Влияние — это важнейший канал мобилизации «собственной» общности на борьбу в защиту собственных интересов. Используя этот канал, политический лидер может превратить социальную общность в политического субъекта, который выходит на политическую сцену в качестве грозной политической силы.
Политическая власть независимо от ее носителей строится в форме пирамиды. В ее основании те или иные государственные и правящие силы, классы, над ними — их политически активная часть, организованная верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий, она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов управления государством, и венчается главой государства. На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды власти, управляющие ими, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных.
Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Наши дни подтверждают, что не исчезают собственно политические проблемы, связанные с представительством различных классов и социальных групп в политической власти и реализацией их интересов. Это привело к резкому росту спроса на политических лидеров. И в силу тех же условий в роли лидеров оказываются часто с невысоким уровнем политической культуры и социальной зрелости. Все это тем более требует внимательного анализа реальной действительности и изучения уже имеющегося опыта.