Бывают моменты, когда хочется уехать подальше от городской суеты. И чем дальше, тем притягательнее. Заброшенные деревни, храмы, усадьбы. Прикосновением к истории наших предков…
Даже привычная изъезженная дорога, если присмотреться откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт уходящей культуры и истории наших предков. Обращали ли вы внимание на мелькающие деревенские домики по пути на дачу/деревню?
Стоит лишь вглядеться и среди безликого пейзажа с сайдингом и высоким забором, ваш взгляд остановится на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличники – вот что остановило взгляд. Резные, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии не был дом, но наличники словно лицо дома зачастую свежевыкрашены. Они делают каждый дом неповторимым.
Что же заставляло простого крестьянина уделять столь трепетное внимание к резному кружеву?
ДЕРЕВО
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом, имеют глубокие корни. Береза, негласный символ России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома (к примеру, деревья, растущие на перекрестках и заброшенных дорогах).
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную силу дерева с течением времени изменялась и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник - это материализованные заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Можно ли понять смысл этих заклинаний?
ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Вслушайтесь… наличник… – «находящийся на лице». Фасад дома – его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и должна быть защита. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и поверьями. Наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Интересно, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи для рождения ребенка, свадьбы или похорон имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
БЕРЕГИНЯ, ВОДА, СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Что было одним из важных событий в жизни давних предков? Думаю, рождение. И женщина-мать – главная фигура. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Еще один важный символ таинственных узоров - солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются сильными, мужскими знаками.
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
А сколько звериных мотивов можно найти - кони, птицы, змеи и драконы! Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.
Все эти узоры когда-то являлись охранными знаками. Со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Таинственные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не несущим смысла. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
ПОЯВЛЕНИЕ ОКНА
Привычные нам окна в избах появились лишь в 18 веке. Поначалу в доме было только одно окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. И сейчас их можно найти в деревнях, на хозпостройках, в амбарах.
Тогда поступает вопрос! Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть магические знаки?
На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые оконца не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее деревянного зодчества.
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши. А резных наличников практически нет. Почему?
Ответ прост. При переезде из дома в дом помимо вещей вы отдираете окна двери? Согласитесь, немного чудно. В те времена также никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
ПЕТР I И ТОПОР
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. Но что еще нас ждёт за поворотом?
Благодарю за внимание!