Найти тему
Almaz Braev

Если любить, то принцессу, если воровать, то мульон

Или все, или ничего.

Конечно консервативный народ может внезапно встретить и демократию, или хотя бы будущих представителей европейской цивилизации, как это случилось с американскими индейцами. Признаться, это неудачная встреча. Индейцев ожидал геноцид.
У зерефов конечно есть предвосхищение. Но все зерефы являются фаталистами, на свое будущее смотрят предвзято. Они знают, какие роли их ждут. От этого им на душе спокойно (странным образом на этот фатализм не влияет даже модернизация. Все бывшие советские люди вспоминают, как смотрели в будущее с оптимизмом. Все было решено за них). Если повезет, то кому то удавалось попасть даже в элиту. Вертикальное общение зерефов, врожденная внутренняя иерархия сохраняется даже после внешнего влияния. После русского коммунизма казахи, например, не изменились совсем. Хотя коммунистическая система хорошо прижилась в степи. Казахи все поголовно стали грамотными. Грамотными, чтобы "везло" в карьере, чтобы стать первыми (как мы выяснили). Пирамида власти выглядит так, что из нее нельзя выпадать. Нельзя сказать, что у кочевников была жесткая деспотия как у османов или как Иране, все таки у номадов другое хозяйство, им хватало всего два сословия - знать и простые люди. При русском коммунизме ничего почти не изменилось, государственные чиновники превратились в красную знать. Когда СССР рухнул, никакой демократии в степи не было и быть не могло. Демагогия на тему демократии лишь прикрывала приватизацию государственной собственности. Чтобы все забрать, новая степная знать набирала себе волонтеров понятно какого качества. Русский коммунизм первым запустил ковш на самое социальное дно, чтобы якобы все для детей рабочих и крестьян. Казахский аппарат перенял эстафету осушения консервативного "болота", только спасенные или "освобожденные от колонии" низы получили уже национальность. Хотя мы уже знаем, что по любому каналу из болота все потоки текут мощно и " с большой радостью". То есть провинциалы получили якобы просторы для самореализации. Феодалы от коммунизма хотя бы требовали знаний и профессионализма, как это происходит всегда и везде при модернизации. Теперь же знаний почти никаких, при минимуме профессионализма: только родство, все вакансии и большой бизнес - только для родственников. Все остальное - для свободного народа. Если кто-то выпадал из вертикали власти, он сразу терял авторитет и любовь родственников - как при обычной азиатской деспотии. Если кто сверху выпал феодал, значит "братская резня" возобновилась. Раньше братская резня была кровавой. Теперь, каждый выпавший из ханского шатра, мог возглавить оппозицию в духе цивилизации и демократии. Но рефлексия то старая. Можно опустить принципы существования такой оппозиция, но Азия есть Азия и разницы с главным аппаратом никакой. Каждый олигарх мнит себя вождем. Более того, каждый политический активист из себя мнит (как мы знаем, у зерефов провинциалов есть только два тона, или да, или нет, только две вариации "я сверху, ты снизу", я лидер, ты вассал и так - везде в подобной оппозиции.
Чтобы не мучить себя лидерскими качествами, лучше конечно подчиняться. В аппарате власти полно таких "вассалов", только таких туда и набирали. Если же тебя туда взяли - тебе повезло, здесь даже слуга от природы превращается в орла. Такова зерефная природа. И тут нисколько власть виновата, а сама реакция народа на власть. В общем, полная гармония. (Которую я полностью поддерживаю. Потому что автократия, даже деспотия окультуривает людей, отучает от дикости и амбиций. Я против любой демократии в таких условиях. Потому что демократия вызывает "братскую резню" в открытой форме)

Конечно цивилизационная линия еще больше утончается и сегодня держится на одной лишь инерции. Если бюрократия перестанет поддерживать инерцию государства, сразу все рухнет.
У меня много знакомых чиновников. Когда они были простыми парнями, мы хорошо общались, даже дружили. Но когда они становились чиновниками, или какой-то родственник поднимался наверх, могла случиться такая ситуация.
Ты стоишь теперь перед пятиметровым железным забором и за забором никто тебя не слышит. На тебя смотрят только камеры и молчат. Ты стоишь как под дулом пистолета. У тебя только один вариант - уходить.
А почему? А потому что родственник два часа назад самым первым в области чиновником.
Это рулетка.
Когда родственник у власти с тобой не общаются, потому что ты диссидент, странный человек вообще. Но когда родственник внезапно падает вниз, к тебе сразу твой старый приятель приходит на свадьбу. А другой друг молодости на свадьбу не приходит. Потому что он - на высокой должности.
Один мой родственник был главой районной исполнительной власти (районным акимом был). На мою болтовню на тоях, на садака смотрел снисходительно. Ты, мол, мели Емеля, твоя неделя ... Для родни с той стороны я был где-то посередине между чудаком и развлечением .
Ну так вот.
Поймали акима на чем то нехорошем, как это часто у нас случается. Он даже отсидел На тоях и садака он перестал избегать мое общество. Он говорил, я слушал. Я говорил, он соглашался со мной. То есть у него появились уши и душа.
Он рассказывал, например о событиях у областного акима, которые поставил своего не в зуб ногой родственника на какую то должность. Я ответ свое мнение, потому что лично знаю самого главного акима, все же одну среднюю школу заканчивали: тот областной аким знал меня, а я его.
Так вот, о чем я говорю. Этот отсидевший районный аким стал значит признавать меня за человека. Взгляд изменился. Глаза стали толи впавшими, толи обиженными и безразличными. Как если бы к бомжу подбежала собака, а он ее не пнул ногой, а даже погладил и пошел с ней по помойкам пропитание друг другу искать.
Прошло еще два три года. Этот бывший районный аким снова поднялся, то есть снова где то освоился , значит позвоночник его снова распрямился, - на меня уставились прежние гордые глаза мели мол Емеля, твоя снова неделя...Стал делать вид, что ему снова не интересно мое общество.
То же самое. Один большой редактор казахской официальной газеты, (когда его сняли конечно с должности) в приватной беседе сказал, пусть мол Назарбаев уходит. Потом его снова вернули в местный официоз. И он снова проходит мимо меня, как будто меня нет, типа не замечает....