МЫ ПОПАЛИ НА ПЕТУШИНЫЕ БОИ
Пишу это капслоком, потому что давно об этом мечтала, а попали мы туда буквально чудом.
О балийских петушиных боях я читала в статье Клиффорда Гирца от 1977 года. Но уже с того времени балийские петушиные бои начали запрещать, потому что местные мужчины теряют на ставках на боях много денег. Мы убедились в этом на собственном опыте - средняя ставка - 300 рупий (1200 руб). В случае выигрыша ты получаешь 400 рупий (1600 руб), в случае проигрыша отдаешь всю сумму. Формально запрещены именно ставки, а не бои.
Учитывая, что минимальная зарплата здесь около 13-15000 руб в месяц, для местных это огромные деньги (да и для нас не копейки). Впрочем, есть ставки и поменьше, и разные виды ставок.
Статья Гирца сыграла большую роль в развенчании теории культурной эволюции, согласно которой есть менее развитые культуры (простые и примитивные, например, балийская), а есть более развитые (например, европейская), и первые до последних рано или поздно "дорастут". Я сидела на уроке по культурологии и читала про удивительные культурные феномены, которые большинство людей никогда в жизни не увидят - как культ Карго и да, петушиные бои. И думала, что никогда их не увижу вживую.
А когда я прилетела на Бали, до меня внезапно дошло, что балийские петушиные бои должны проводиться на Бали) Но когда я спрашивала об этом гидов или пыталась найти информацию, оказалось, что мероприятие это запрещённое и полулегальное. Как раз-таки из-за ставок. Легально они проводятся раз в году на праздник Ньепи. Получив отказ не один раз, я попрощалась с этой идеей, и в свой День Рождения пожаловалась таксисту, что мечтала их увидеть.
На что тот внезапно сказал, что мог бы нас туда отвезти - и совсем недорого. Вход на это мероприятие стоит 25 рупий (100 руб), но совсем не факт, что вас пустят без провожатого. Нас собственно привёз тот самый таксист Ньëман - мы договорились с ним встретиться через день.
Бои проводятся каждый день с 10.00 до 20.00. Если жарко - то с 13.00. Ходят туда только мужчины, а женщины могут быть, например, разносчицами. Но это не относится к туристам) Появляться женщинам там не запрещено - но не принято, всё равно что пить вместе с мужем-алкоголиком.
Сами бои, конечно, оставляют незабываемые впечатления - особенно во время ставок.
Сначала проводится перерыв, во время которого подбираются соперники по парам. Если петуху не нашёлся соперник, его прячут в сумку, которые стоят рядом вдоль арены. А выбранным приматывают металлические шпоры. Потом все расходятся, и в центре остаются два петуха, которые будут драться, с хозяевами, и распорядители. Ньëман сказал, что и у тех, и у других много шрамов - потому что боевые петухи часто клюются - и нет бород.
Петухов ставят друг напротив друга и выщипывают им перья - те думают, что урон им наносит соперник, и разъяряются. Интересно, что соперники-люди при этом не смотрят друг на друга и вообще оказались тут как будто случайно - эта особенность освещалась в статье Гирца.
Потом начинается период ставок - все кричат, машут руками, а распорядители записывают ставки. После этого участники расходятся, отпускают своих петухов и начинается скоротечный бой.
В ходе быстрого сражения определяется победитель. Если оба петуха шевелятся, их обоих растаскивают, а потом накрывают колпаком - после отсчёта в 3-5 секунд колпак поднимают, и победителем считается тот, кто остался на ногах.
Я, конечно, ставки не делала - но Ньоман предложил покричать ставку от его имени. И она даже выиграла!
Здорово, когда удаётся воочию увидеть такие легендарные культурные феномены.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите узнать больше о нашей жизни в Азии, подписывайтесь на наш Дзен и телеграм-канал https://t.me/roadflow
Читайте наш рубрикатор, чтобы найти нужную статью.