Как то в Никарагуа решили заняться детьми, которые были глухонемыми. Возник вопрос, как их обучать? Общего языка у них не было. Их собрали в помещении, типа школы и предоставили возможность выработать общий язык. И они это сделали. Они выработали правила, грамматику и т.д. Затем следующее поколение школьников этот язык изменяло. Добавляло туда новые жесты, двигало структуру языка. Далее, было третье поколение, которое так же изменяло язык, добавляло новое. Так вот, каждый раз предыдущее поколение, испытывало сложности с тем, чтобы внедрить новые жесты и правила в свой язык. Хотя именно эти ребята его и создавали им было довольно сложно адаптироваться к изменениям в языке.
Известно, что новые слова в языке создают дети, подростки. Взрослые могут создавать министерства, которые контролируют язык. Но так чтобы создать новое слово и распространить его – это функция детей. Помните сюжет из Ералаша 70-х годов еще? Там школьник забегает в лифт и начинает разговаривать со взрослым на сленге тех времен. «Шибзик один подкатил к нему, ходит вот с таким шнобилем» и там все в таком духе. И взрослый просто ничего не понимает, что он говорит. Я сегодня встретил в сети комментарий такой «скажите, я пытаюсь освоить молодежный сленг, и слово кринж будет здесь уместно использовать?». Так было во все времена. Некоторые, просто, это забыли, как сами на сленге разговаривали. Но то, что сейчас является молодежным сленгом со временем станет некой нормой языка. Не все слова встроятся в язык, часть будет утрачена. Но какие-то останутся.
Это я все к чему. Помните, я как-то вам предлагал такое сравнение системы с человеком, который идет на двух ногах. На одной ноге она стоит, а вторая все время в воздухе подвешена. Есть фиксированная точка, точка опоры – это предыдущее поколение. И есть подвижная зона, которая не фиксирована, она адаптивна – это новое поколение. Что такое поколение? Это совокупность людей, ментал которых сформирован в общей эпохи. Т.е. есть какой-то договор. В нем формируется ментал. Когда он сформировался, наступает момент, когда возникает фиксация. Дальше человек уже не растет. Он почти не меняется. Есть стакан и в него налили воды и больше места нет. Дальше сколько не лей, стакан не сможет принять новую порцию воды. Восприимчивость к новой информации будет крайне низкой. Ментал людей сформирован в какой-то среде информационной. В школе мы используем термин магов – договор. Но договор меняется. Система развивается и перестраивается. А в предыдущем поколении стаканы заполнены. Какой выход? Наливать воду в новые стаканы, а старые выбрасывать. Отсюда существует механизм смерти, который позволяет системе развиваться. Если бы этого механизма не было, то она бы зашла в тупик. Потому что не было бы места для новой информации. Новое поколение – это возможность залить новый договор в ментал, в резервуар. Это подвижный элемент системы. Но он подвижный до тех пор, пока сам не заполнится и дальше подвижным станут их дети, а они сами превратятся в те стаканы, где нет места. И так же как их родители будут говорить, «что с нынешним поколением что-то не то, вот то ли в наше время…».
Родители и дети выросли в разной среде информационной. Отсюда есть некоторые трудности в понимании между ними. Умные родители пытаются не детей заставить жить в своем мире, а сами активно осваивают новый договор, ищут место в своем стакане, куда его можно залить. Стакан можно расширить, ментал можно нарастить. Но это некая работа, связанная с понятием образования и ростом интеллекта, с расширением кругозора. Если этим не заниматься, то емкость будет ограничена, заполнится и исчерпается.
Вот эти две точки, фиксированная и подвижная, системе нужны одновременно. Между ними должен быть баланс. Потому что если пойдет сильный перевес в подвижную точку, то можете вспомнить эпоху хунвейбинов в Китае, когда детишкам отдали власть и они уничтожили за несколько лет цивилизацию, которую сотни "эпох перемен" не смогли уничтожить. Но если пойдет перекос в фиксированный элемент, то система начнет тормозиться в развитии, она станет малоподвижной. И здесь нужно все время балансировать. Система должна двигаться вперед, но и фиксацию не потерять, чтобы не упасть. У одних слишком много опыта, так много, что им в какой-то момент новый опыт не получить (сильный сдвиг по воде). У других опыта вообще нет (сдвиг по воздуху), они могут сделать все, что угодно и это не всегда приведет к чему-то хорошему. Как только подвижный элемент становится фиксированным, то нужно поднимать вторую ногу, отрывать ее от земли. Т.е. на предыдущее поколение наводится сигнал старения и смерти. И это как бы некая программа системная. Организм просто в какой-то момент получает команду – состариться и умереть. Это внешняя команда, ее в самом организме нет. Она идет снаружи. Отсюда есть разные способы, как от нее увернуться. Особенно в этом деле преуспели даосы. Такие любители заставить систему считать, что им такую команду отдавать не нужно.