⠀
Если подросток грубит вам и не слушается, то он…подросток! И это хорошие новости. Такое поведение - часть его развития, часть процесса взросления.
⠀
Он уже не ребенок и не любит, когда его так называют. Но еще и не взрослый, и нуждается в родительской поддержке, помощи и контроле.
⠀
Его стремление сделать все наоборот, протест, постоянное “не хочу” и “не буду” - это как раз та самая попытка стать взрослым. Показать родителям: я сам, я отдельно, у меня есть свое мнение. Это важнейший этап сепарации, отделения от родителей. И даже услышав грубость, родитель может порадоваться, что происходит естественный, заложенный природой процесс.
⠀
Чтобы подросток слышал и слушал вас, надо учесть несколько правил
⠀
1.Составить договор
⠀
Часто родители подменяют договор навязанными правилами. Правило работает, не потому, что “мама так сказала”, а потому, что с ним согласны две стороны. Например, подросток убирает за собой в ванной и на кухне. Но его комната - его территория, где он может не убираться, и это выбранное им правило.
Или подросток может не отвечать на сообщения, но на звонки обязательно.
⠀
Этот договор не способ “управления” подростком, это способ сделать комфортной совместную жизнь для всех. И это часть принятия самостоятельности для взрослеющего человека.
⠀
2.Не принимать хамство близко к сердцу
⠀
Помнить, что грубые разговоры - проверка ваших границ, этап сепарации, а не попытка вас обидеть. Не выплескивать негатив в ответ. Не повышать голос. Понимать, что оскорбления - это не то, что он думает на самом деле, это его средство взросления, бунт против всего мира.
Уметь отойти, не реагировать на провокационные фразы.
⠀
3.Давать ему или ей право на злость
⠀
Да, они имеют право злиться на вас и на весь мир. И надо помочь им научиться управлять этой эмоцией. Выражать ее экологично, словами “я злюсь, потому что”, а не хамством.
Родителю важно говорить: “Да, ты имеешь право злиться, но не имеешь права оскорблять меня”. Принимать подростка и одновременно обозначать свои границы.
⠀
4.Соблюдать границы подростка
⠀
Правило соблюдения границ должно работать в обе стороны. У него есть личная территория - портфель, телефон, шкаф, своя комната. Ничего из этого нельзя проверять без его разрешения!
Если с личным пространством сложно, его важно организовать. Придумать штору, перегородку, которая создаст место, которое будет принадлежать только ему.
⠀
5.Передать ответственность
⠀
За часть повседневных решений подросток может отвечать уже сейчас. За уборку в своей комнате. За подъем в школу. Даже за сдачу экзаменов. Этот этап передачи ответственности важно постепенно проживать и родителю, и подростку. Привыкать к новым ролям.
⠀
А если она или он не справляются с новой ответственностью? Пока еще у родителя есть полномочия забрать часть ответственности назад для блага своего ребенка.
⠀
Всего 3-5 лет и ему или ей будет 18, ваша жизнь продолжится по новым правилам. Об этом тоже важно поговорить уже сейчас: как вы будете поддерживать ее или ее после достижения совершеннолетия. Будете помогать финансово? или обеспечивать полностью? или дадите возможность “упорхнуть из гнезда”?
⠀
Хорошо, если взрослеющий человек будет заранее понимать, что его ждет в ближайшем будущем. Сам строить планы и смело мечтать.
⠀
Взаимодействие с подростком похоже на неуклюжий вальс, когда вы делаете то шаг к нему, то от него, то даете больше ответственности, то забираете. И так вместе строите новый уровень ваших отношений. С терпением и пониманием того, что ему сейчас тяжело, и что скоро этот период пройдет.