Найти тему

Чего боятся наши дети?

Когда деревья перестают быть большими и мы становимся взрослыми, нам вдруг кажется, что детство - это "золотой век", что оно "безоблачно" и "беззаботно". И почему-то, когда мы вырастаем, большинство из нас вдруг забывает, что детство не было гладким: были проблемы, пороки, горечь и, конечно, страхи. О последних поговорим более подробно.


Наверное, нет ни одного психически нормального человека, взрослого или подростка, который бы ни разу в жизни не испытывал страха. Это такая же естественная психическая реакция, как удивление, гнев или печаль. Страх основан на инстинкте выживания и призван предупреждать об опасности и защищать (предотвращать безрассудное или импульсивное поведение). Страх возникает в ответ на что-то угрожающее. Можно выделить две основные угрозы: смерть и крах жизненных ценностей (включая здоровье, самооценку, личное и социальное благополучие). Однако, помимо этих двух основных причин, страх всегда вызывается, с одной стороны, опасностью - реальной или воображаемой - и, с другой стороны, нарушением чувства безопасности ("никто меня от этого не защитит!").
Почти все детские страхи носят временный характер и обусловлены специфическими психологическими особенностями ребенка. Как правило, все страхи недолговечны, проходят почти незаметно и не оказывают существенного влияния на поведение ребенка или на его отношения с внешним миром. Проблемы начинаются тогда, когда маленький ребенок испытывает чрезмерные, длительные или частые страхи, становится зависимым от них, нарушается нормальная социальная адаптация и искажается характер ребенка.
Возраст ребенка играет важную роль, существует даже возрастная классификация наиболее типичных детских страхов. Но запомним главное: наибольшее количество страхов испытывают дети в возрасте 3-5 лет, а наибольшую интенсивность страхов испытывают дети в возрасте 6-8 лет. Важен также социальный контекст, в котором рос ребенок. Наиболее склонны к страхам следующие люди:

  • Дети из психологически неблагополучных семей, где постоянно происходят конфликты;
  • дети чрезмерно строгих, бескомпромиссных и требовательных родителей;
  • дети из чрезмерно опекающих семей;
  • дети матерей, которые слишком рано прекратили работать.
  • Дети родителей, которые развелись во время так называемой "эдиповой фазы", то есть в возрасте от 5 до 7 лет, когда ребенок должен идентифицировать себя со своим родителем;
  • "поздние" дети родителей, родившихся после 35-40 лет;
  • дети тревожных родителей, которые сами тревожны (семейная тревожность является результатом "унаследованной семейной тревожности" - с одной стороны, эмоциональное загрязнение детей их родителями, с другой - реакции и восприятие типа привязанности).


Причины возникновения и сохранения детских страхов можно условно разделить на две большие группы: психические заболевания самого ребенка (мы не будем рассматривать психические заболевания как крайний случай, но часто именно "слабость" нервной системы ребенка проявляется в чрезмерных или множественных страхах). Проблемы, связанные с жестоким обращением родителей (неадекватные реакции родителей на страхи, наличие страхов внутри родителей, дисфункциональные отношения в семье, чрезмерная суровость, эмоциональная холодность, жестокость по отношению к ребенку). Чего боятся наши дети? В основном того же, чего боялись мы сами в их возрасте, как и бесчисленные поколения детей до нас: одиночества, незнакомых людей, врачей, крови, фантастических существ (таких как Баба Яга, Серый Волк или злое Буковое дерево)... Более того, во все времена, у всех народов, существует очень характерный страх, вытекающий из общих закономерностей психического развития: в раннем возрасте - страх потерять мать, страх темноты, страх животных, а в возрасте 6-8 лет - страх смерти.

Однако то, в какой степени проявляется тот или иной страх, и проявляется ли он вообще, зависит только от особенностей ребенка и условий его развития. В последние годы я все чаще встречаю детей, которые серьезно боятся апокалипсиса (и большинство из них не из религиозных семей - возможно, это связано с фильмами о глобальных катастрофах, такими как "Послезавтра" и "2012"), маньяков (благодаря вниманию СМИ к деталям) и даже экономических кризисов (они часто боятся, что их родители не смогут найти работу, деньги закончатся, все разозлятся и семья станет беднее).
Еще одним признаком времени является крайняя изоляция наших детей, отсутствие контактов как со сверстниками, так и со взрослыми, что заставляет городских детей (особенно единственных) жить в отдельных квартирах под присмотром родителей, развивая очень сильные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ.
Этому способствует и ранняя интеллектуализация современных детей в ущерб нормальным, эмоционально стимулирующим совместным занятиям для детей дошкольного возраста (и часто так и происходит: у ребенка много "развивающих студий" и обычная беготня в саду с друзьями - времени нет, а родители не приветствуются; более того, родители даже боятся таких занятий: "Он что-нибудь сломает").