Новый король Дании Кристиан V 22 ноября 1670 года издал указ о национализации Африканской компании и датских колоний в Новом Свете, и в 1671 году появилась датская королевская Вест-Индская компания.
В первый рейс в Вест-Индию отправились яхта «Den forgyldte Krone» (голландский капитан Арент Хенриксон) и фрегат «Færøe»[1], командовал рейсом капитан Захарис Банг. Оба корабля везли с собой 190 колонистов - 12 чиновников, 116 «наемных слуг» (Indentured servitude, людей, попавших в долговое рабство), и 62 преступников и бывших проституток. В Бергене с кораблей сбежало 9 человек, еще 77 – умерли в пути, поэтому на Сент-Томас прибыло всего 104 человека. В течение первого года умерло 75 человек, поэтому на 25 мая 1672 года датская колония в Вест-Индии насчитывала 29 человек под руководством губернатора Йоргена Иверсена Диппеля[2].
Стоит сказать, что затраты на экспедицию составили 20 тысяч риксдалеров, и она совершенно не окупилась.
Тем не менее, следующая экспедиция вышла к Вест-Индии уже в 1673 году. Отдельно стоит отметить, что датчане на тот момент, скорее всего, единственная нация, которые ходили в Вест-Индию Северным путем – поднимаясь из Копенгагена до Бергена, далее проходя между Шетландскими и Фарерскими островами, достигали Гренландии и спускались вдоль побережья до Виргинских островов[3]. Объясняется это не «зовом предков» и знаниями о походах викингов, а тем, что большинство шкиперов были наняты в Бергенско-Гренландской компании, которая с конца XVI века занималась ловом трески и китов у Гренландии. Им этот путь попросту был знаком и привычен.
Несмотря на то, что маршрут был довольно быстрым, из-за суровости условий плавания приводил к большому количеству больных и погибших в пути, тем более, что от Лабрадора датчанам приходилось плыть медленно, преодолевая встречные течения. Именно поэтому, начиная с XVIII века, датчане предпочли ходить через Ла-Манш, далее к мысу Финистерре, и далее традиционным для вест-индской торговли путем.
Итак, датчанам все-таки удалось зацепиться за Вест-Индию, чего не скажешь о следующих «участниках забега».
[1] Фрегат «Færøe» ранее был голландским 40-пушечным кораблем, построен в 1653 году и носил имя «Agathe», участвовал в первой и второй англо-голландских войнах, а потом был продан Дании.
[2] Dookhan, Isaac «A History of the Virgin Islands of the United States» - Canoe Press, 1974.
[3] Подробно этот вопрос освещен в статье Erik Gøbe « Den danske besejling af Vestindien og Guinea 1671-1838» - «H&S årbog» 1991, pp.37-71.