Найти в Дзене

Лидия Делекторская - "свет очей" великого Анри Матисса

Удивительно светлая, необыкновенно нежная, сияющая и совершенно невероятная Лидия Делекторская - женщина с необыкновенно-сложной судьбой. Она не была похожа на южных красавиц, которых предпочитал в модели для своих полотен Матисс. Однако, последние 22 года жизни сердце мастера бесспорно принадлежало этой русской красавице. Он знал наизусть все изгибы ее прекрасного тела, а когда грустил, то писал ее портрет по памяти. Художник говорил, что знает ее, "как какую-нибудь букву". Лидия Делекторская умела сиять изнутри, как самая яркая и светлая звездочка, отгоняя любую тьму и сумрак. В своих ладонях она пронесла по жизни огромное счастье и не менее огромную боль души, не растеряв своих человеческих качеств, таких как, благородство, порядочность, преданность и великодушие. В этих отношениях не было будущего в той мере, как мы привыкли понимать, это не была любовь с первого взгляда, но в них было большее! Судите сами... Итак, все случилось осенью 1932 года, в Ницце. Делекторская очень силь

Удивительно светлая, необыкновенно нежная, сияющая и совершенно невероятная Лидия Делекторская - женщина с необыкновенно-сложной судьбой.

Она не была похожа на южных красавиц, которых предпочитал в модели для своих полотен Матисс. Однако, последние 22 года жизни сердце мастера бесспорно принадлежало этой русской красавице. Он знал наизусть все изгибы ее прекрасного тела, а когда грустил, то писал ее портрет по памяти. Художник говорил, что знает ее, "как какую-нибудь букву".

Лидия Делекторская - муза и вдохновение великого Анри Матисса.
Лидия Делекторская - муза и вдохновение великого Анри Матисса.

Лидия Делекторская умела сиять изнутри, как самая яркая и светлая звездочка, отгоняя любую тьму и сумрак. В своих ладонях она пронесла по жизни огромное счастье и не менее огромную боль души, не растеряв своих человеческих качеств, таких как, благородство, порядочность, преданность и великодушие. В этих отношениях не было будущего в той мере, как мы привыкли понимать, это не была любовь с первого взгляда, но в них было большее! Судите сами...

Итак, все случилось осенью 1932 года, в Ницце. Делекторская очень сильно нуждалась в работе. Выбор был не большим - манекен в модный дом, статист в кино, сиделка, натурщица. Однажды на автобусной остановке она увидела объявление, что художнику требуется помощник. Лидия ничего не понимала в живописи, но выхода не было, она решает предложить свои услуги. И девушка волею небес робко переступает порог мастерской уже великого художника Анри Матисса. Ему было 63, а Лидии - 22.

Анри Матисс - совершенно невероятный исследователь цвета. Он пришел к искусству достаточно в позднем возрасте, но сделал очень много неординарных открытий. Необыкновенно скромный и сдержанный в жизни, все свои переживания, ощущения, эмоции, он выплескивал на полотна.

Анри Матисс - самый невероятный и исследователь цвета в живописи.
Анри Матисс - самый невероятный и исследователь цвета в живописи.

Совершенно благополучный семьянин, отец троих детей. Всегда солидно и очень опрятно выглядел - строгий костюм, аккуратно подстриженная борода. Однако по своей природе Анри был бунтарь, не боялся размашистых мазков, "задвигая" на форму и перспективу, явно предпочитая контрастность, яркость, насыщенность. Его полотна говорили, кричали, не боясь заявить о себе! Их не возможно было не заметить или отмахнуться, пройти мимо, они притягивали к тебе жадные взгляды, идя наперекор всем условностям и канонам.

Откуда же взялось это очаровательное создание небес?

Лидия родилась 23 июня 1910 года в семье детского врача в тихом городе Томске. Детство ее было очень счастливым и радостным, а жизнь уютной и спокойной и казалось, что так будет всегда. Но революция и гражданская война внесли свои коррективы. И казалось, что все можно пережить, но эпидемии тифа и холеры сделали девочку сиротой. Сестра матери взяла на себя заботу о племяннице. А в 1924 году они все вместе, оставшейся семьей уехали в Манчжурию, в Харбин, где со временем образовалась многочисленная колония русских беженцев. Со временем жизнь эмигрантов стала сильно затруднительной и семья перебралась во Францию.

Лидия Делекторская с родителями.
Лидия Делекторская с родителями.

В 19 лет Лидия выходит замуж за русского эмигранта, но ровно через год они расстаются. Девушка остается почти без денег, плохо говорит по-французски и ее перспективы достаточно туманны...

Вот так они и встретились - французский художник и русская эмигрантка...

В то время Анри работал над панно "Танец", которое требовало больших усилий, да к тому же из-за ошибки в расчетах масштаба пришлось переписывать заново. Невероятно, что из всех желающих он выбрал именно Лидию. Просто, по благословлению небес, иначе объяснить это не возможно! Сами того не ведая, они окажутся друг для друга настоящими родственными душами.

По своей внутренней природе Анри был необычайно светлым человеком. И Пабло Пикассо скажет о нем, что "Матисс потому и Матисс, что у него внутри есть Солнце!" Может быть поэтому Анри и Лидия увидели внутренний свет друг друга, почувствовали, приняли и уже не смогли расстаться, пока сама смерть не пришла за мастером. Но это все будет только потом и со временем.

Анри Матисс и Лидия Делекторская в работе.
Анри Матисс и Лидия Делекторская в работе.

А пока Лидия помогает мастеру с панно и чувствует, что вовлечена в очень важное и необходимое дело. Свою работу она выполняла тщательно, аккуратно и совершенно молча, так как по-французски говорила достаточно плохо. Анри оказался очень приятным и сдержанным человеком, без звездности и причуд. Уже через полгода панно было закончено, и девушка снова оказалась без работы.

Но не прошло и четырех месяцев, как Матисс отыскал Лидию. Его супруга заболела и ей требовалась сиделка. Они рассматривали разные варианты, но вспомнили о русской девушке - молчаливой, доброй, внимательной и очень исполнительной. Лидия приходила с самого раннего утра и работала до позднего вечера, а в октябре 1933 года окончательно переехала в дом семьи Анри Матисса. В ее ладошки упало очень многое - заработок, крыша над головой, общение, нежные чувства и дело всей ее жизни...

Лидия Делекторская стала очень добросовестно выполнять функции сиделки, личного секретаря Анри, домоправительницы совершенно незаметно и непринужденно. Со всеми своими обязанностями она справлялась легко и просто, без всяких усилий: закупала продукты, накрывала на стол, вызывала врачей, приносила лекарства...

Лидия Делекторская
Лидия Делекторская

А славянские черты девушки совершенно были безразличны для Матисса, но однажды случилось то, что должно было случиться... Просто пришло время, потому как на это было благословение небес... Делекторская сидела в своей любимой позе, положив подбородок на скрещенные на спинке стула руки и Анри, взявшись за бумагу и карандаш, вполголоса попросил ее не шевелиться...

Она стала позировать ему практически ежедневно, это очень сблизило их. Лидия не была в его стиле, но стала самым невероятным вдохновением, летящей музой... Анри в буквальном смысле уже не мог жить без нее, скучал, если не рисовал, а иногда это делал просто по памяти... С 1935 до лета 1939 года мастер написал с Делекторской не менее 90 картин, не считая просто рисунков, набросков, эскизов.

Матисс черпал вдохновение в ее светлой душе, в ее спокойствии брал силу для своей работы, а в мудрости - был интерес его жизни...Он стал ей доверять больше и больше...покупать бумагу и краски, говорить с покупателями, готовить картины к работе... Анри делился своими замыслами и планами, воспоминаниями и мыслями, часто говорил, что она - это "свет его очей"... Они говорили друг с другом только на "вы")))) Маленькая девочка при великом художнике выросла в удивительного человека, как утенок - в прекрасного лебедя. Анри отогрел ее уставшую душу, подарив улыбку, заботу и нежность.

Л. Делекторская и Анри Матисс.
Л. Делекторская и Анри Матисс.

Мадам Матисс видела, что дело становится серьезным и поставила вопрос ребром: или она, или Лидия. Бракоразводный процесс обещал быть серьезным. Делекторская не могла этого допустить и тихо исчезла из жизни Матисса. Анри не мог принять такого поворота событий, не мог справиться - рвал наброски, совсем перестал писать, ходил мрачнее бури и мог взорваться по любому поводу. Жена сдалась и в марте 1939 года написала ему письмо, что уезжает от него. Матисс послал за Лидией, и она вернулась... С тех пор эти родственные души не мыслили ни мгновения друг без друга. В жизни Лидии не было никакого другого мужчины, потому что Анри не отпускал ее ни на шаг. Он души в ней не чаял, нежно любя всем своим сердцем.

С началом Второй мировой войны Матисс мог бы легко покинуть страну, но он принимает решение остаться, так как Лидия не может выехать с ним. Она остается рядом с мастером, помогая пережить все тяготы и лишения. К тому времени старший сын Пьер уже жил в США, второй был скульптором под Парижем, дочь Маргарита принимала участие в сопротивлении, а жена за подпольные газеты попала в тюрьму.

Лидия Делекторская выходила Матисса в 1941 году после тяжелой операции, как маленького ребенка с громадной любовью и нежность, была рядом в его бессонные ночи, говорила и гладила по руке и даже научилась снимать приступы астмы, "проговаривая" мучившие его вопросы.

А он потом писал для нее записки, наполненные нежностью и теплом, раскладывая по всему дому, как самый озорной мальчишка: «Кто вас не полюбит? Только тот, кто вас не знает», «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает». Они дарили друг другу самые искренние и необыкновенные мгновения, во истину родственные души)))) А когда Матисс рисовал Лидию, то бесконечно с ней говорил, как будто хотел испить до дна и не мог утолить жажду.

Анри Матисс, портрет Л. Делекторской.
Анри Матисс, портрет Л. Делекторской.

Художники были их частыми гостями и эта "маленькая девочка" впитывала все, что могла... Она училась разбираться в живописи, развивал свой профессиональный вкус и уже понимала, что находится рядом с гением и чувствовала великое счастье. В одном из своих писем она напишет: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни».

Лидия Делекторская стала для великого художника самым, верным и преданным другом, стала хранительницей его души. Ему с ней было очень легко, но при всем этом она была очень требовательна и бескомпромиссна к себе и к окружающим: смотрела только в глаза, говорила то, что действительно думала и никогда не претендовала на то, что принадлежало его семье.

На Новый год и день рожденье Матисс дарил Лидии свои работы, в тайне желая обеспечить ее будущее, зная, что работы его стоят целое состояние. А она брала с мастера расписки, чтобы никто и никогда не мог подумать, что шедевры присвоены. Лидия была очень щепетильным человеком, гордым и независимым и сама покупала рисунки и полотна Матисса. Он прекрасно понимал, что ей важно заплатить самой и очень ценил и уважал это желание или даже необходимость в этом. Деньги не сложно копились, так как жалование тратить было некуда.

Работа Анри Матисса.
Работа Анри Матисса.

В 1944 году родные Матисса вернулись, но мир так и не пришел в семью. Конечно, не совсем понятное положение тяготило Делекторскую, и Анри прекрасно это понимал. Однажды он сказал: «Мадам Лидия, я вижу, как вам тяжело, и, если вы хотите, я готов развестись с госпожой Матисс». Но Лидия ответила отказом, так как умела любить и беречь. Анри был очень болен и чрезвычайно нуждался в ней, все это понимали. Его внутренним теплом души Лидия согревалась до последнего его вздоха, но и сама поддерживала в нем свет.

1 ноября 1954 года у Матисса случился микроинсульт, а 3-го числа его не стало. Делекторская покинула его дом с вещами... Она не претендовала ни на что - ни на имущество, ни на место члена семьи. Ее не пригласили даже на похороны, а внук Матисса говорил, что она была «всего лишь человеком на жаловании».

Без Матисса Лидия Делекторская прожила еще 44 года в Париже. У нее никогда никого не было, она осталась в мыслях с Анри, а всю свою жизнь посвятила его памяти: создала музей, помогала с выставками, была самым главным специалистом по Матиссу во всем мире. Жизнь ее была очень аскетична, но при этом были работы мастера, которые можно было продать за миллионы.

Русская муза великого Анри.
Русская муза великого Анри.

Эта великая женщина не продала ни одного рисунка, но лишь отправляла их как дар Эрмитажу и Музею изобразительных искусств им. Пушкина - более 200 картин, эскизов, книг и скульптур Матисса. Кажется, что она делала все для того, чтобы сохранить контакт с мастером даже после его смерти.

Даниил Гранин скажет о ней следующее: «История Лидии – это история любви к Матиссу и история любви к России. Изгнанная из нее, отверженная, она, тем не менее, отдает ей то, что могло бы обеспечить ей безбедную жизнь, более того – со всеми радостями комфорта. Не говоря уже о памяти – она же расстается с дорогими ей творениями, теми, что создавались у нее на глазах». Но когда Лидия попросила о разрешении вернуться на родину, ей было отказано.

Лидия Делекторская всегда была и осталась очень скромным, благородным и необычайно порядочным человеком, не добиваясь признания и славы, ей было достаточно того, что имела счастье долгие годы прожить рядом с таким необычайным человеком. Вся ее жизнь стала примером великого служения любимому мужчине, искусству и своей далекой Родине.

Лидия Делекторская - это свет и бескорыстность, именно она стала связующим звеном между Константином Паустовским и Францией, переведя на французский язык почти все его произведения. И на это ушло почти 30 лет. Лидия оказалась прекрасным переводчиком и проза Паустовского пользовалась большой популярностью у французов. Их знакомство произошло осенью 1956 года, а переписка и дружба продолжалась всю жизнь. Делекторская всегда с гордостью говорила, что "подарила Франции Паустовского, а России - Матисса!" Возможно, что этим она подводила под всей своей жизнью черту.

16 марта 1998 года Лидия Делекторская покончила с собой и было ей 88 лет. В последние годы она очень тяжело болела, практически не выходила из дома. Сложно сказать, что стало поводом... Возможно, что Лидия сделала все, что могла и пришло время, чтобы уйти к нему...к тому, который ждал, который не мог без нее ни на земле, ни на небесах... Никто, ни один мужчина не мог заменить ей Матисса и стать с ним вровень...и она сделала свой не простой выбор...

В своем завещании Делекторская просила захоронить ее в России и положить рядом рубашку Матисса. Все было выполнено ее племянницей и даже больше. В Павловске Галина Лавровская поставила памятник, на котором была выбита фраза Пикассо: "Матисс сохранил ее красоту для вечности"... Ни Эрмитаж, ни Музей изобразительных искусств имени Пушкина участия в этом не приняли...

Всегда с вами - Летящая стрекоза))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))