Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1951 ГОД

Иллюстрация к сказке Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к сказке Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников

Основным, как сейчас бы сказали, трендом советской фантастики по-прежнему остается «ближний прицел», но и появляются книги, которым суждено пережить свое время и сохранить свою привлекательность для читателя до наших дней.

Иллюстрация к сказке Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к сказке Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Виталий Георгиевич Губарев родился в 1912 году. Воспитывался бабушкой и матерью. Писать и печататься начал рано. Первый рассказ был опубликован, когда автору было всего четырнадцать лет. С 1931 года работал в Москве, в журнале «Дружные ребята», газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». Преподавал в Институте детского коммунистического движения. В 1933 году прославился на всю страну, публикуя материалы о судьбе Павлика Морозова, впоследствии написал на их основе книгу и пьесу. После войны стал писать для детей. Многие его книги переиздаются до сих пор. Скончался писатель в 1981 году.

Обложка сказки Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников
Обложка сказки Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Изображение взято из открытых источников

В 1951 состоялся дебют Губарева в фантастике. Книжка «Королевство кривых зеркал» была с восторгом принята юными читателями. Прототипом Оли — Яло стала дочь писателя. В 1963 году эта история (одна из первых «попаданческих» в нашей литературе) была блестяще экранизирована Александром Роу. А актриса Тамара Носова, исполнившая роль тетушки Аксал, стала второй женой писателя.

Киноафиша. Изображение взято из открытых источников
Киноафиша. Изображение взято из открытых источников

«— Подойди поближе к зеркалу! — завизжал Нушрок, брызгая слюной. — Что ты видишь в зеркале, мальчишка? Ну?

Оля увидела в зеркале толстого мальчика с огромной булкой в руке.

В зеркале видна целая булка! — усмехнулся надсмотрщик.

Целая булка! — вскрикнул министр. — И после этого ты говоришь, что тебе нечего есть?

Гурд внезапно выпрямился. Его усталые глаза блеснули.

Ваши зеркала врут! — гневно проговорил он, и его щеки даже слабо порозовели.

Гурд нагнулся, подхватил с земли камень и с силой швырнул его в зеркало. С веселым звоном осколки стекла посыпались на мостовую. Толпа ахнула.

Я рад, что разбил это кривое зеркало! Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставили по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только все равно вашим зеркалам никто не верит! — выкрикивал Гурд в лицо Нушроку.

Взять его! — завизжал Нушрок. — В Башню смерти!

Два стражника подхватили мальчика и потащили по переулку...»

В.Г. Губарев. Изображение взято из открытых источников
В.Г. Губарев. Изображение взято из открытых источников

ИНЕЙ НА ПАЛЬМАХ

Журнал «Знание — сила» публикует новую научно-фантастическую повесть Георгия Гуревича «Иней на пальмах». Советские ученые создают быстро замерзающий искусственный лед, чтобы использовать его для строительства, но американские империалисты используют эту технологию для создания нового типа оружия.

Иллюстрация к повести Георгия Гуревича "Иней на пальмах". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Георгия Гуревича "Иней на пальмах". Изображение взято из открытых источников

«И здесь, заглушая грохот реки, раздался взрыв. Шарообразное облако возникло над плотиной. Ледяная волна ударила Толе в лицо, обожгла кожу. В воздухе закрутились искристые блестки, как на елочных украшениях. Вокруг солнца вспыхнули радужные круги. Затем все потонуло в тумане.

И сразу непривычная тишина поразила Толю. Он подумал, что взрыв оглушил его. Что произошло, — преднамеренный взрыв или катастрофа, — Толя не знал. Обламывая сосульки, налипшие на бровях, он с напряжением вглядывался в туман. А когда туман рассеялся, Толя понял, почему стало тихо. Замолкла река. Бурлящего пролива не было. Вместо него возвышалась покатая гора волнистого льда. Грохочущий поток затвердел. В толще его, прозрачной, как стекло, можно было видеть мутные очертания льдин, остановленных в стремительном движении, параллельные полосы струй и даже кружево замороженной пены. Новый мощный замораживающий аппарат профессора Чернова слил в единое целое обе части ледяной плотины.

С горделивым чувством хозяина Толя смотрел на взнузданную реку. Новые льдины, приплывшие с верховьев, покачивались у кромки плотины, волны набегали на низкие берега. Но Толя понимал, что это не льдины и не волны. В обширном водохранилище плескались кипы белоснежного хлопка, гектары золотистых колосьев, пышные гроздья винограда, ящики с ароматными абрикосами, смолистые стволы стройных сосен. В плеске волн Толя слышал неумолчный рокот моторов, пение ткацких станков, потрескивание электродов, шум электрических тракторов, щелкание штепселей в новых колхозных домах...»

Иллюстрация к повести Георгия Гуревича "Иней на пальмах". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Георгия Гуревича "Иней на пальмах". Изображение взято из открытых источников

ТОПОЛЬ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

Еще одно полезное открытие, позволяющее многократно ускорить рост растений, делают герои другой книги Георгия Гуревича «Тополь стремительный».

«Блестящая лента над лесными посадками окаймляла возникающие кишлаки, она как бы отделяла завоеванную землю от еще не тронутой пустыни. С каждым километром скоростные растения становились все выше: ведь с каждым километром они были старше на два-три часа. И, проезжая вдоль посадок, я мог наблюдать, как быстро тянутся к небу эти энергичные растения. Только что они появились из земли, у них был один листочек, потом два, три, затем травинки стали кустиками, кустики превратились в ветвистые деревца, вот уже аллейки молодых деревьев стоят вдоль канала. Кто бы поверил, что неделю назад здесь даже трава не росла!»

Обложка книги Георгия Гуревича "Тополь стремительный". Изображение взято из открытых источников
Обложка книги Георгия Гуревича "Тополь стремительный". Изображение взято из открытых источников

ГОРЯЧАЯ ЗЕМЛЯ

Федор Львович Кандыба родился в 1903 году. В 1924 году окончил Харьковский институт народного хозяйства. Работал в газетах. С начала войны вступил в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. В боях под Вязьмой был контужен, попал в плен, бежал. После войны перебрался из Харькова в Москву, где работал в журналах «Огонек» и «Крестьянка». Скончался в 1948 году.

Обложка романа Федора Кандыбы "Горячая земля". Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Федора Кандыбы "Горячая земля". Изображение взято из открытых источников

Самой известной книгой Федора Кандыбы стал роман «Горячая земля», впервые опубликованный после смерти писателя в 1950 году. Роман трижды издавался на русском языке и был переведен на несколько иностранных. В романе выдвинута идея создания подземной электростанции, использующей глубинное тепло Земли, и его действие разворачивается вокруг строительства шестикилометровой шахты на одном из островов в Тихом океане.

«Шахту проходили уступами по новому, усовершенствованному способу. Всю основную работу выполняли машины, с помощью которых шахтеры бурили камень и выбирали раздробленную взрывами породу. В пробуренные машинами отверстия закладывали по точному расчету от двух до пятнадцати тонн замороженного тола, аммонала или другого взрывчатого вещества.

Забой их встретил оглушительным грохотом и ярким светом прожекторов.

Он представлял собой дно четырехкилометрового колодца.

Это был залитый ослепительным светом овальный манеж со стенами, уходящими в недоступную вышину. Когда гасили свет перед взрывом, входное отверстие шахты казалось отсюда маленьким светлым пятнышком — более бледным, чем ущербная луна на дневном небе...»

Авантитул и титул романа Федора Кандыбы. Изображение взято из открытых источников
Авантитул и титул романа Федора Кандыбы. Изображение взято из открытых источников

Любимая Дочь Эпохи по-прежнему занята темами, имеющими в основном народно-хозяйственное значение, но расцвет ее уже брезжил впереди.