Найти в Дзене

Пятое поколение истребителей, предшественники. Малозаметность

Попытки снизить заметность самолёта начали предпринимать с того момента, когда авиацию стали использовать в боевых действиях. Изначально уменьшали заметность в видимом диапазоне - камуфляж и т.д. Попытка сделать самолёт, невидимый визуально, описана в одной из прошлых статей. Впервые систематически снизить радиолокационную заметность попытались снизить при разработке SR-71. В рамках программы по проекту Архангел-4 специально разрабатывали фюзеляж с минимальной ЭПР. Получилось нечто космическое. Lockheed Archangel 4. Художник CiTrus90. Но этого было мало - конструкторы попытались ещё уменьшить самолёт. Решения Архангела-4 для снижения ЭПР были сохранены, а с уменьшением размера корпуса это делало самолёт почти невидимым для радаров. Archangel 5 Взято на youroker.livejournal.com/21742.html Турбореактивные двигатели были расположены над крылом. Двигатели должны были использоваться только для взлёта, посадки и набора высоты. Весь остальной полёт должен был работать прямоточный двигатель,

Попытки снизить заметность самолёта начали предпринимать с того момента, когда авиацию стали использовать в боевых действиях. Изначально уменьшали заметность в видимом диапазоне - камуфляж и т.д. Попытка сделать самолёт, невидимый визуально, описана в одной из прошлых статей.

Впервые систематически снизить радиолокационную заметность попытались снизить при разработке SR-71. В рамках программы по проекту Архангел-4 специально разрабатывали фюзеляж с минимальной ЭПР. Получилось нечто космическое.

Lockheed Archangel 4. Художник CiTrus90.

Но этого было мало - конструкторы попытались ещё уменьшить самолёт. Решения Архангела-4 для снижения ЭПР были сохранены, а с уменьшением размера корпуса это делало самолёт почти невидимым для радаров.

-2

Archangel 5 Взято на youroker.livejournal.com/21742.html

Турбореактивные двигатели были расположены над крылом. Двигатели должны были использоваться только для взлёта, посадки и набора высоты. Весь остальной полёт должен был работать прямоточный двигатель, прямоугольный воздухозаборник которого был расположен под фюзеляжем. Для того, чтобы его запустить, включался ракетный двигатель на жидком топливе в киле самолёта .

Однако оказалось, что топлива в таком маленьком самолёте боевой радиус составил только 1500 км. В результате вернулись к более традиционной схеме, оставив, впрочем, форму фюзеляжа и сделав для снижения ЭПР наклонные кили.

Однако, при разработке истребителей 3-го и 4-го поколения эти наработки не использовали. Меры по снижению заметности слишком снижали лётные характеристики.

Однако интерес, по мнению американских военных, представлял ударный самолёт-невидимка. В конце 70-х Локхид разработал F-117, используя теорию Петра Уфимцева.

-3

F-117 . Взято на Яндекс.Картинки

Хотя аппарат и носил "истребительный" индекс F, с такой аэродинамикой он не мог претендовать на успех в воздушных боях.

Однако, в конце 80-х, когда американцам стало понятно, что в сверхманевренности СССР их кардинально опережает, было решено поставить на малозаметность.

Упор на малозаметность предполагает, что остальные качества окажутся хуже, чем у аналогичных машин, где малозаметность не ставится во главу угла. Даже внешний вид их зачастую весьма специфический (как у боинговского YF-32, проигравшего в результате конкурс F-35, тоже не красавцу).

-4

YF-32

Однако сторонники решающей роли малозаметности утверждают, что все прочие характеристики устарели, и противник будет обнаружен и уничтожен, даже не заметив стелс-истребитель.

Этот миф следует разобрать отдельно, пока же признаем, что благодаря маркетингу Локхида у очень многих в голове закрепилось тождество - пятое поколение равно стелс-технологиям.