Есть множество признаков, по которым можно отличить условную систему зла от условного нормального общества. Наиболее наглядным из них является, как я уже писала, работа общественных институтов и учреждений. В нормальном обществе они нацелены на создание общественного блага, общественной пользы, забота о благополучии человека и решение его проблем – их главная задача. В системах зла подобные институции являются фикцией, мимикрией – они лишь создают видимость служения общему благу, в реальности служа лишь системе зла и причиняя людям вред.
Еще один и очень видный признак системы зла – отношение к детям. В нормальном обществе культивируется ровное, одинаковое отношение ко всем детям, без разделения их на своих и чужих, признается ответственность взрослых по отношению к детям. И все это популяризируется в сфере общественных интересов, а также реально поддерживается на государственном уровне, в правовом поле. В таком обществе очень трудно, практически невозможно легально приносить вред чужим детям ради блага собственных, а все подобные случаи, ставшие известными, строго осуждаются и наносят удар по репутации.
В системах зла все совсем по-другому. Там дети не имеют в реальности никакого другого значения, кроме потенциальной возможности вырасти и стать послушным «винтиком» системы. Забота о детях, даже ярко декларируемая и всячески демонстрируемая, является профанацией, не имеющей ничего общего с действительностью. И самое главное – система зла всегда культивирует разделение детей на своих и чужих. О своих заботятся, берегут, дают им все самое лучшее. Чужими детьми пренебрегают, их жизнь, здоровье, благополучие не ценят, их право на счастливое детство отрицают и легко используют их ради собственных интересов и поддержания системы зла в целом.
Злодеи, привыкшие причинять вред чужим детям ради блага собственных, охотно присоединяются к системам зла и чувствуют себя там, как рыба в воде. И системы зла, в свою очередь, с радостью приветствуют подобных злодеев, принимая их как родных. Злодеи такого рода, собственно, очень часто и создают системы зла, являясь их главными бенефициарами. В нормальном обществе причинять вред чужим детям ради блага собственных институционально очень трудно – слишком много ограничений. В системе же зла для этого никаких ограничений нет, все это только поощряется.
Это касается не только детей, но и всех других уязвимых членов общества, находящихся в заведомо более слабой позиции, чем остальные – пожилые, люди с физическими и ментальными ограниченными возможностями, бездомные и так далее. Именно отношение общества к ним – признак его психологического здоровья и благополучия в целом. Чем больше реальной, а не декларируемой поддержки им оказывается, чем меньше такие группы стигматизируются, преследуются, в чем-то ущемляются, тем общество ближе к нормальному. В системах зла слабым и уязвимым нет места, и выживать им там очень трудно.