Жизнь порой предоставляет сюжеты, которым бы позавидовал любой латиноамериканский сериал. Но так ли здорово оказаться главным героем в неистовом вихре событий? Выдающийся русский портретист уже не сможет самостоятельно поведать нам о своих мыслях на этот счет, но судьба его не остается забытой соотечественниками по сей день.
Внебрачный ребенок помещика Дьяконова появился на свет 24 марта 1782 года и был отдан на воспитание семейству Швальбе. О детстве Ореста известно мало, уже в шесть лет мальчик был устроен в Воспитательное училище Петербургской художественной Академии. Тогда же, впервые упоминается фамилия Кипренский, под которой мальчик был записан. Дети начинали обучение с общих предметов, а уже после начинали серьезные занятия живописью.
Закончив обучение в 1803 году с полным комплектом наградных медалей, Орест, однако, не получил права на пенсионерскую поездку заграницу. Пришлось остаться еще на три года. Долгожданная награда была получена в 1805 году за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Осуществить поездку возможности не было из-за войны, развязанной Наполеоном.
После учебы Орест непродолжительное время пробует себя в иконописи, но не увлекается этим. Настоящим его призванием были портреты. В романтической манере Кипренский старался показать не только внешность, но и отобразить внутренний мир человека. Заказам не было конца. Репутация одного из главных портретистов своего времени была абсолютно заслуженна. В 1816 году он едет в Италию, правда уже совсем не юным выпускником Академии, а состоявшимся мастером. Среди иностранных коллег Орест получает заслуженное признание.
Италия приходится ему по душе, он дважды просит о продлении срока пребывания в этой стране. Там же происходит история, о которой было сказано в начале. В доме, где живет художник находят мертвую женщину. Это была натурщица, которую Кипренский изображал, также он написал портрет ее десятилетней дочери «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Спустя несколько дней по непонятной причине в больнице умирает работник, который помогал художнику в домашних заботах. Кипренскому не было выдвинуто никаких обвинений, против него не было ни единой улики. Однако слухи, что распускали местные сплетники, стали просто невыносимы для творческой натуры. Орест обратился к кардиналу с просьбой об устройстве девочки сироты в монастырский пансион, оставил деньги на ее обеспечение и отбыл во Францию.
Слухи быстро достигли и соседней страны, Париж поэтому быстро стал неприятным местом для художника. Обрести душевное спокойствие он смог лишь на Родине, где в спокойной обстановке занялся привычным для себя делом – написанием портретов. В тот период был написан один из самых чувственных портретов А. С, Пушкина. Александр Сергеевич отметил, что художник польстил ему этой работой.
В 1836 году Кипренский возвращается в Италию. Случившаяся история давно забыта и его никто не беспокоит. Тут происходит кульминация истории. Орест встречает 24-летнюю красавицу, которой делает предложение. Это была Анна-Мария Фалькуччи, та самая девочка с портрета с гвоздикой в руке. К сожалению, семейное счастье не было долгим. Кипренский умирает от воспаления легких, всего через три месяца после свадьбы. После смерти художника рождается его дочь Клотильда. Орест Кипренский погребен в одной из Римских церквей.