Любят ли по-настоящему своих детей те, кто заключает сделки с дьяволом ради их благополучия, кто приносит вред чужим детям ради счастья и благосостояния собственных? Нет, не любят – злодеи не умеют любить. И любовь в таких историях всегда является либо сознательным обманом окружающих, включая этих самых детей, либо самообманом в зависимости от запущенности ситуации.
Любить своих детей и не любить чужих, не признавать их детьми и отрицать их право на детство – в психологической норме невозможно. Любовь к детям основана на признании факта их детства – их зависимости от взрослых, уязвимости, необходимости передавать им опыт предыдущих поколений с учетом общего нравственного, этического, культурного прогресса, стремление сделать жизнь новых поколений лучше и счастливее, то есть, таким образом, вложиться и в собственное будущее.
Нельзя вкладываться в собственное будущее, вкладываясь только в своих детей – наше будущее зависит не только от них, но и от всех остальных окружающих нас новых поколений других людей. Заботясь о своих детях в ущерб чужим, игнорируя их интересы, мы игнорируем, тем самым, свои собственные интересы в будущем – то есть, добиваемся тактических успехов ценой будущих стратегических провалов. В норме так никто никогда делать не будет – в подобном поведении всегда есть психический изъян.
Кроме того, как и любое насилие, вред чужим детям – это палка о двух концах. Совершая такой вред, мы как бы открываем дорогу для вреда собственным детям со стороны других людей, легитимируем насилие в отношении них. Согласитесь, так ни один по-настоящему любящий родитель не будет поступать. Забота о безопасности своего ребенка невозможна без заботы о безопасности чужих детей, иначе она совершенно ничего не стоит.
Но что же, как не любовь, движет людьми, совершающими ради своих детей немыслимое зло? Возможно, что это все-таки какая-то квазилюбовь – одно из болезненных проявлений чувства, похожего на любовь – но не к самому ребенку, как к таковому, к его личности, индивидуальности, а как к отражению себя в нем. Люди с таким восприятием реальности не любят детей самих по себе, а любят себя в них – поэтому, собственно, так для них и стараются, даже нередко не отдавая себе в этом отчет.
Всевозможные же материальные «плюшки» и всякие нематериальные преимущества, которые такой родитель добывает для своего ребенка ценой страданий чужих детей – это не что иное, как заменитель настоящей любви, ее суррогат, призванный убедить ребенка, что с ним и с его родителями все в порядке. Проблема только в том, что в таких обстоятельствах все очень не в порядке, и на ребенке это обязательно рано или поздно как-то скажется.