Найти тему

Свои и чужие дети

В продолжение темы об известном телеведущем и его великовозрастных сыновьях, всей своей жизнью прямо отрицающих публичную риторику отца, надо, конечно, отметить, что все это – совсем не какая-то исключительная история. А, напротив, история довольно популярная – очень многие люди не видят ничего зазорного и стыдного в том, чтобы помогать своим детям за счет благополучия чужих детей. Аргументируют они это, как правило, тем, что у тех детей свои родители есть – вот они пусть о них заботятся и беспокоятся.

Этот аргумент, бесспорно, имеет право на существование – действительно, каждый родитель несет ответственность за своих детей, а более никто другой. Но в этом контексте подобный аргумент используется довольно лукаво. Никто не просит этих заботливых родителей взять на воспитание чужих детей и вообще как-то участвовать в их росте и развитии. От них только требуется не причинять чужим детям вреда ради благополучия собственных – а это, согласитесь, очень разные вещи. Манипуляторам, прикрывающимся заботой о собственных детях, выгодно их смешивать, а нам очень важно их различать и выделять.

artfile.ru
artfile.ru

Потому что причинять кому-то вред ради собственного блага (включая благо своих детей) – это не что иное, как зло, и человек, который этим занимается, и есть злодей. Никакие его благие намерения в отношении собственных детей его не оправдывают и в хорошего человека не превращают. Хотя бы просто потому, что миллионы других людей воспитывают своих детей успешными, достойными и порядочными людьми, не прибегая ни к каким злодействам и вообще каким-либо неблаговидным поступкам. Чтобы хорошо воспитать своего ребенка, вовсе не обязательно быть злодеем – это всегда выбор.

И второе, о чем в этом контексте мне хотелось бы сказать – сама идея давать что-то своему ребенку за счет других детей кажется мне глубоко безнравственной. Это не просто эгоизм и высокомерие, ощущение превосходства себя и своего рода над другими людьми – это отрицание самой идеи детства. Чужой ребенок в таком восприятии как будто не просто не человек, он как будто и не ребенок вовсе, он не заслуживает ничего, на что, в принципе, имеет право любой ребенок просто по определению.

И прежде всего – право на жизнь, сохранение здоровья, материальное благополучие и достойное, уважительное воспитание. Это по умолчанию должно принадлежать всем детям без исключения. И тот, кто отрицает наличие этого права у чужих детей, отрицает как бы сам факт их детства и вообще сам факт их существования. Такое отношение – глубоко порочно по своей сути и является одним из весьма красноречивых признаков того, что человек, так относящийся к чужим детям, не является на самом деле ни добрым, ни милосердным и ни порядочным.