Несколько недель мы с Вами смотрели фарфоровые чайные пары разных исторических периодов нашей страны: от имперского до советского (ссылки на статьи оставлю в конце публикации)
В статье о чайных парах времен Российской империи, я намеренно пропустила такой важнейший пласт, как изделия фарфоровых предприятий Товарищества М.С. Кузнецова, и сегодняшняя публикация будет полностью посвящена этой интереснейшей теме
Лучшие времена, вершина производства империи Кузнецова пришлась на конец 19 - начало 20 века. По качеству и дизайну фарфоровых изделий, фантазийности форм, эти российские предприятия достигли мирового уровня
На предприятиях Кузнецовых использовались передовые технологии, закупалось и вводилось в эксплуатацию самое современное оборудование, применялось лучшее сырье. Использовались технически сложные, трудоёмкие и дорогие методы украшения. Такие например как травленный борт, мастичный орнамент или модная аэрография
В первом случае, декорирование получалось путем химического травления или имитацией травления глазури изделия. На бумагу асфальтовым лаком наносился рисунок, её наклеивали рисунком вниз на борт изделия. Затем бумагу снимали, а лак оставался на изделии. После этого обрабатываемый борт погружался в плавиковую кислоту. При этом свободные от лака участки глазури травились кислотой, создавая рисунок
В случае с мастичным орнаментом, специальная густая мастика накладывалась на поверхность в виде тонкого жгутика и дальше скульптурными шпателями, кистями оформлялась в задуманную композицию
Ещё одним новаторским приемом было украшение фарфоровых изделий с помощью нанесения аэрографии. Путем пульверизации, краски, глазури или ангоба распылялись частично или полностью на всё изделие
Имена конкретных мастеров, живописцев кузнецовских предприятий мало известны. Как правило работали целыми семьями, передавая навыки от родителей к детям. Администрация Товарищества поощряла своих мастеров: присуждались награды, звания «потомственный почётный гражданин», личный почетный гражданин
На предприятиях Товарищества старались сохранить и приумножить русские национальные традиций яркой цветочной росписи. Проводились художественные конкурсы, при производстве изделий, специалисты ориентировались на вкусы потребителей, модные тенденции
Продукция Товарищества с большим успехом продавалась не только на внутреннем рынке европейской части Российской империи, но и поставлялась в Среднюю Азии, Афганистан, Турцию и даже Европу. Кузнецовские изделия регулярно получали высшие награды на международных выставках, как за уникальные изделия, так и за массовый фарфор и фаянс
Первая мировая война подорвала рост кузнецовских предприятий, впрочем как и всей экономики в целом. Дефицит зарубежного сырья и материалов: английского каолина, норвежского кварца и других, привёл к ухудшению качества выпускаемой продукции
Нарушилась система заготовки торфа, закончились краски, а собственного красочного производства в России не было (ничто не изменилось за последние 100 лет). В армию были призваны квалифицированные мастера. Последующая революция, гражданская война, окончательно прекратили развитие производства
В дальнейшем, советские фарфоровые предприятия делали безусловно интересные самобытные вещи, но достичь уровня мастерства и многообразия Кузнецовского фарфора и фаянса, на мой взгляд так и не смогли. Но это уже совсем другая история...
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!
О других чайных парах читайте в следующих статьях: 👉Чайные пары Российской империи. Смотрим цены на антиквариат 👉Чайные пары первых советских лет. Сотни тысяч за новое искусство 👉Чайные пары СССР на современных аукционах. Смотрим топ продажи