Я – о сериале «Шаляпин».
Сразу же определюсь с собственной оценкой произведения – сериал понравился.
И темой – фильм посвящён великому русскому артисту. И режиссурой – нет ненужных, надуманных заморочек, в которых зритель должен разбираться, додумывать. И игрой актёров – хоть и вижу, что Фёдор Иванович отличается от своих прижизненных портретов, но не близнеца ж через столетие или клона для съёмок искать.
Исполнитель главной роли - Александр Горбатов, на мой дилетантский взгляд, по-настоящему вжился в образ своего героя, максимально близко раскрывает его. Да и кто сегодня, через век после показанных нам событий, перипетий в жизни героев сериала, скажет нам, что есть подлинно в их образах, а что надуманно авторами…
Производит сильное впечатление исполнение репертуара Шаляпина его коллегой по творчеству, современным басом Ильдаром Абдразаковым. Хотя, не будучи знатоком вокала, замечу, что, судя по дошедшим до нас далёким от совершенства записям самого Фёдора Шаляпина, его голос мне кажется более «густым», более мощным. Не знаю, употребимы ли такие термины у профессионалов. Но говорю об этом не в виде критики подобранного для сериала исполнителя – ему даю высшую оценку – а для оценки исполнения самого Шаляпина.
Понравились и натурные съёмки, особенно русских, волжских просторов, и костюмы далёкой от нас эпохи.
Недостаток сериала – как и многих других – из-за постоянного музыкального «белого шума», сопровождающего диалоги и монологи героев, порой трудно понять, что они говорят. Но этим страдают все современные фильмы и сериалы. А, может, виной тому – моя старческая тугоухость? Но при просмотре старых, советских фильмов она мне, почему-то не мешает.
Единственное, что хотелось бы отметить с критических позиций, так это образы людей, которые являются не последними людьми в революционных событиях, которые дают оценку творчеству и самому Фёдору Шаляпину. Этих людей, - раскормленных до неприличия, до такой степени, что их телеса с трудом втиснуты в гимнастёрки и кожанки, а у женщин спереди, словно арбузы выпирают, - авторы нам показали в последней серии своего фильма.
Прекрасно понимаю, что всякий народец в те годы прилепился к революции, отъявленных мерзавцев и проходимцев было немало, но всё ж не надо забывать, что мы видим события 1918-го года. В стране свирепствует голод, разруха, а физиономии вершащих судьбы Шаляпина, его семьи, его окружения, того и гляди, лопнут от жира. Неужто от скудных пайков или от голодухи так пухли?
Помнится, в довоенном фильме «Мы из Кронштадта» моряки Балтфлота отчисляли Шаляпину от своих пайков.
И то, как проводился обыск в доме Шаляпина новой, революционной властью, напрягает. Повторяю, всякие типы в те времена оказывались во власти и при власти, но странным выглядит откровенно хамское поведение чекистов, пришедших обыскивать дом «Народного артиста Республики» (звание присвоено 13 ноября 1918 года) после того, как руководством ВЧК ещё в марте того же года была разработана
Инструкция для производящих обыск
…пусть все те, которым поручено произвести обыск, лишить человека свободы и держать его в тюрьме, относятся бережно к людям, арестуемым и обыскиваемым, пусть будут с ними гораздо вежливее, чем даже с близким человеком, помня, что лишенный свободы не может защищаться и что он в нашей власти. Каждый должен помнить, что он представитель Советской власти рабочих и крестьян и что всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость — пятно, которое ложится на эту власть.
1. Оружие вынимается только в случае, если угрожает опасность.
2. Обращение с арестованными и семьями их должно быть самое вежливое, никакие нравоучения и окрики недопустимы.
3. Ответственность за обыск и поведение падает на всех из наряда.
4. Угрозы револьвером и вообще каким бы то ни было оружием недопустимы.
Виновные в нарушении данной инструкции подвергаются аресту до трех месяцев, удалению из Комиссии и высылке из Москвы.
Исторический архив. 1958. № 1. С. 5–6.
Выходит, дисциплина в ВЧК была такой, что подчинённые и не думали исполнять приказов руководства? И это при Дзержинском?..
Или в сегодняшних кинофильмах, сериалах, иных произведениях искусства нельзя без того, чтобы не пнуть прежний режим, прежнюю власть, прежнюю историю?
С отрицательными моментами сериала покончено, теперь о главном.
Авторам сериала удалось показать не только масштаб таланта великого русского певца, творчество которого любили все слои российского населения, но те метания, и даже муки, которые он испытывал. И о которых, порой, пел людям.
И раздвоенность в поступках, в поведении человека, обладающего огромным музыкальным, артистическим талантом, талантищем, заложена в характере самого Фёдора Ивановича.
Вышедший, как принято говорить, из «низов» тогдашнего общества – а кто из наиболее выдающихся, прославленных личностей русской истории вышел из «верхов»? – он не имел даже системного образования. Себя делал сам, всего в жизни добивался сам. При этом не шёл к успеху, к славе по головам соперников. Единственный раз замышлял совершить маленькую подлость по отношению к своему конкуренту, но не смог, совесть не позволила, вовремя спохватился.
Великий мастер оперной сцены не получил даже фундаментального музыкального образования.
И вот на него сваливается всеобщее признание, слава, деньги…
Публика носит его на руках. И это происходит, когда певцу нет и 30-ти.
Ну, как тут не «зазвездиться». А ведь Шаляпин, в отличие от нынешних возомнивших что-то о себе однодневных «звездулек» был истинной Звездой. Получил мировую славу и признание.
И в Фёдоре Ивановиче проснулся барин. С его распахнутыми богатыми шубами, с перстнем на мизинце, с кутежами в ресторанах, со скандальными выходками. С бросанием денег цыганам, благотворительностью сотням бывших артистов, покинувших сцену и, одновременно с прижимистостью, со скупостью даже при оплате извозчиков.
И если Леонид Собинов, в шутку называвший себя «лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов», то про Шаляпина можно было бы сказать, что он был «первым певцом среди бар или первым барином среди певцов».
Всё так и бывает у людей, «вышедших из низов», и не получивших «правильного» воспитания. У людей, имеющих русскую душу. Ту самую, загадочную.
Единственное воспитание Федя Шаляпин получал от матери. Которую, по фильму, он любил так, как никого другого на свете.
Что касается его любви к женщинам, между которыми он метался, уже будучи на вершине славы – и возраста – то, и здесь ничего нового для русского человека.
Это у мусульманина есть возможность без душевных мучений заиметь четырёх жён. А тут…
Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги познакомился и женился на ней, когда был совсем юным. По нынешним меркам.
Со второй женой, Марией Петцольд, познакомился, в возрасте 33 лет. А затем ещё 20 лет жил на две семьи: с первой, в которой было пятеро детей – в Москве, со второй, в которой у него было трое своих детей и двое от первого брака Марии – в Петербурге-Петрограде.
Представляете, каковО это было для человека, совестливого, любящего и детей, и обеих женщин?..
Но меня восхищает его первая жена, Иола, страдания которой блестяще в сериале показала Мария Смольникова.
Итальянка, со своим южным темпераментом, продемонстрированным ею при первой встрече с будущим мужем, оставившая балет, сцену, ради своего гениального мужа-певца, ради детей, долгие годы сносящая своё унизительное положение…
Не менее талантливо Юлией Снигирь сыграна роль Марии, которой тоже те два десятилетия приходилось делить любимого человека с другой женщиной.
Рассказывая о сериале, нельзя не вспомнить тех, кто окружал Шаляпина все годы его восхождения на оперный, музыкальный, творческий Олимп, и пребывания на нём в роли главного бога сцены.
И в первую очередь речь должна идти о Савве Мамонтове (Владимир Юматов), благодаря которому Фёдор Шаляпин и стал тем, кем его знала Россия, кто открыл его талант для публики.
Особо подкупает образ этого человека, купца, который шёл на любые траты для того, чтобы в нашей стране появилась русская опера, чтобы люди узнали русских композиторов и их творения.
Именно он может быть образцом, примером истинного мецената, который отдавал поддержке русского искусства всё своё состояние, свои доходы. Был разорён, попал в тюрьму…
Фигура этого человека нравственно возвышается над нынешними денежными воротилами, которые, как правило, тратят свои неправедно доставшиеся им богатства на покупку дворцов, вилл, супер-яхт или зарубежных спортивных клубов.
Замечательно сыграна роль художника Константина Коровина (Александр Яценко), который, будучи одним из немногих близких друзей Шаляпина, в лицо говорит ему о его барстве, о его эгоизме, о его равнодушие к окружающим его людям…
И, наконец, о «политических» метаниях певца Шаляпина.
В 1905, после расстрела рабочих Петербурга в "кровавое воскресенье" Фёдор Шаляпин поёт "Дубинушку" на бесплатном концерте в цирке.
А после революции, после реквизиций денежных накоплений, обысков, уплотнений навсегда уехал из России.
И его понять можно. Он остался барином, привыкшим к бытовым благам. Самопожертвование было не для него.
А все его "политические" колебания правильно разглядел Максим Горький, который однажды остановил своего друга, когда тот решил стать партийным
"Не стоит ли мне, Алексей Максимович, вступить в партию социал-демократов?"
Горький строго посмотрел на друга и ответил:
"Ты для этого не годен. Ни в какие партии не вступай, будь артистом, с тебя этого довольно".
Резюме: замечательный сериал.
А в заключение хотелось бы высказать своё пожелание теле- и кинозрителя.
А почему бы не снять, вместо опостылевших надуманных ментовских сериалов, сериалы в 4-8 серий – не больше, иначе получается тягомотина с ненужными выдумками о героях – о том же Леониде Собинове, например. Он, нынче полузабытый, того заслуживает. Хотя бы тем, что именно его современники называли «бархатным тенором», «лучшим тенором России», «родником русской вокальной лирики», «Орфеем русской сцены».
Именно он
Во время Первой мировой войны посредством концертных турне собрал и передал на помощь раненым и благотворительные нужды более 200 тысяч рублей.
Как и Шаляпин носил звание «Народный артист Республики» (1923), был одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы.
Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 годах и в 1921 году.
С октября 1917 года — комиссар театра Московского совета; в 1919 году избран членом Директории Большого театра.
В июне 1927 года Собинов устраивает концерт в Ярославле. Затем проводит гастрольное турне по СССР, выступая в Архангельске, Вологде, Владивостоке и других городах.
В 1930 году Собинов даёт концерты в Париже, выступая вместе с сыном Борисом, в 1931 году проводит концерты в Берлине.
На протяжении всей жизни Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре.
Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечает, что Собинов много занимался благотворительностью, в частности помогал студентам, делал подарки различным нуждающимся обществам и организациям.
7 мая 1933 года был награждён орденом Трудового Красного знамени. В том же году покинул сцену в возрасте 60 лет.
А там, глядишь, и экранный рассказ о Сергее Лемешеве появится. Тоже – более чем достойная личность…
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.