В память о Егоре Летове... (10.09.1964 - 19.02.2008)
Мой друг повесился у вас на глазах
Он сделал харакири у вас на крыльце
Он истёк надеждой и всем, чем мог
А все вы остались такими же!..
Егор Летов «Харакири»
Мне часто приходилось задаваться одним и тем же вопросом: «Почему одни люди живут, соблюдая моральные принципы исходя из общечеловеческих ценностей, а другие живут, трактуя их под себя?» Такие люди называются лицемерами, и мне пришлось с ними столкнуться. Это индивиды, которые могут ходить с огромной улыбкой до ушей, быть вежливыми и приветливыми, но практически всегда такая манера поведения будет маской, то есть сокрытием настоящей сущности. И их реальное человеческое нутро будет содержать в себе исключительно злобу, ненависть, высокомерие и, что самое удивительное, чрезмерную внешнюю правильность. Как я уже отметил, эти люди могут излучать свет и радость до определённого момента.
Людей в масках мало интересует твой возраст или пол, их это не касается. Однако они считают своим долгом не просто указать на твой проступок, а даже больше – начать учить тебя жизни. И далеко не во всех случаях они повышают на тебя голос или используют бранные слова. Знаете, ещё Высоцкий, когда был жив, в одном из своих интервью произнёс:
«Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы оскорбить человека. Даже «сволочь» можно сказать так, что он растает от удовольствия»».
Мне стало казаться, что эти люди какие-то ненастоящие, то есть не похожи на тех, с кем я привык общаться с детства. Среди моих самых близких знакомых ходило одно очень простое правило: «да – да» или «нет – нет». То есть не было откровенной лжи. Спустя какое-то время, я столкнулся с лицемерами: с теми, кто старался быть кем-то; кто примерял костюм приличного человека.
И с определённого момента я стал всё чаще видеть, как слово превратилось в обычный клочок воздуха, нервно вылетающий из чьих-то красноречивых уст. Держание обетов уже не является определяющим человеческим фактором, а простые разговоры вживую и по душам плавно перетекают в социальные сети, где можно просто не отвечать или напротив – оскорбить и ничего за это не получить. Человек перестал быть живым.
Недавно я построил собственные догадки относительно одной песни, написанной Егором Летовым. Она называется «Моя оборона», и является одной из самых известных в его творчестве.
До сих пор некоторые слушатели считают, что её строки – это набор красивых и бессмысленных фраз. Давайте разберёмся.
Пластмассовый мир победил,
Макет оказался сильней.
Последний кораблик остыл,
Последний фонарик устал,
…………а в горле сопят комья воспоминаний
Сначала мне казалось, что все эти слова не имеют под собой почвы и никакой культурной ценности. Как же я был не прав! Ведь именно в тот самый момент я мысленно пытался осознать и проследить логическую цепочку поведения этих «неживых» людей.
«Пластмассовый мир» - это и есть те самые, неживые люди. Ведь, как известно, пластиковые материалы были созданы для того, чтобы заменить многие натуральные. Их производство стало массовым и популярным, так как оно не сложное и более дешёвое.
И тогда всё становится понятным. Быть «неживым» - очень выгодно, популярно и дёшево. Не надо ни за что отвечать. Так жить намного проще.
Макет – это заменитель человека, а если собрать все макеты воедино, то мы и получим пластмассовый мир. А его горькую для нас победу объяснять не стоит.
Гораздо сложнее с другими строчками, про кораблик и фонарик. «Фонарь» - это светлая душа человека, которая освещает наш мир своей чистотой, своей открытостью и любовью, на которой и зиждется всеобщее счастье. А вот как быть с корабликом? Ведь корабль – это символ жизни в бушующем море страстей. И под их постоянным воздействием движок корабля ломается и остывает.
Далее ещё интереснее:
Пластмассовый мир победил.
Ликует картонный набат-
кому нужен ломтик июльского неба?
Набат стоит воспринимать, как набат. Смешно, правда. Ну, а как иначе. Если мир меняется, то в нём меняется всё. Не обошла эта ситуация и колокола. Только теперь они отлиты не из металла, а спрессованы из бумаги, и вместо гулкого звона мы слышим противный шелест, как сплетни за спиной.
А ломтик июльского неба – это та малая часть прежнего мира, который, в связи с глобальными переменами, стал не нужен. Зачем макету жизнь, если он уже мертв?
И остался припев:
Оо- моя оборона
Солнечный зайчик незрячего мира
Оо- моя оборона
Траурный мячик стеклянного глаза
Траурный зайчик нелепого мира...
Под трауром, по всей видимости, подразумеваются поминки прошлого мира. Этот мир стал незрячим, потому что утратил возможность видеть что-то хорошее. И его слепота в том, что он не в силах отличить чёрное от белого. На белом листе с черной точкой он увидит именно черную (траурную) точку, а белый лист выпадет из его поля зрения.
Позже, когда припев повторится, в нём будет строчка про «солнечный зайчик стеклянного глаза». То есть, мир действительно стал искусственным, и даже его глаза превратились в стекло. Всё проходит сквозь него. Он не видит истины.
А «оборона» - это единственное, что осталось у автора. Единственное, что он способен удерживать, дабы остаться живым в этом пластмассовом мире. То есть, Егор Летов не жалуется на жизнь. Он всего лишь констатирует факт, и, невзирая на трудности, живёт дальше. К чему он и призывает всех нас.
Давайте будем оставаться людьми! От пластмассы, окружающей нас повсюду, мы, может, и не избавимся, но держать оборону всё же стоит. Хотя бы «ради будущих посевов, ради прошлых поколений».( «Маяк над соломенным городом», гр. Адаптация)