Найти тему
olia karklin

Евреи Вильны под немецкой оккупацией 1915 – 18 годов

Оглавление

Полина Пайлис

Кайзеровские войска заняли Вильну 5 (18) сентября 1915 года. Своё правление немецкие власти начали с переписи населения города, по результатам переписи насчитывалось около 141 000 человек, евреев проживало 44 %.

На все ранее выходившие в городе и получаемые из-за рубежа газеты был наложен запрет – военные власти опасались шпионажа в пользу иностранных государств.

Лишь 20 января 1916 г. в Вильне появилась газета на немецком языке "Wilnaer Zeitung" [вилнаер цайтунг, виленская газета] для виленцев всех национальностей: поляков, евреев, литовцев, белорусов, русских.

С 31 января свою газету на идише "לעצטע נייס" [лецте найс, на идише: последние новости] стала выпускать еврейская община города. 2 февраля свет увидела газета на польском языке “Dziennik Wileński” [дзенник виленски, польск.: виленский дневник].

Были в сентябре закрыты и кинотеатры? Если этого не произошло, то какие фильмы они демонстрировали? Ответа на вопросы нет.

Немного виленской «киноистории»:

Первый киносеанс в Вильне состоялся в 1897 г. в Ботаническом саду.

Вход в Ботанический сад и план его летнего театра.

В 1906 г. открылся кинотеатр «Иллюзия» со стационарной киноустановкой.

Кинематограф «Штремер» начал показ фильмов в сентябре 1909 г.

К началу Первой мировой войны в городе было около 10

кинотеатров.

В 1909 – 14 гг. в Российской империи было снято около 70 фильмов на еврейскую тему. Предположительно, какие-то из них в Вильне демонстрировались.

Какие же афиши кинофильмов на еврейскую тему присутствуют на страницах газет "Wilnaer Zeitung" [вилнаер цайтунг] и "לעצטע נייס" [лецте найс]?

«Еврейский киноэкран» Вильны.

-2

30, 31 мая и 1 – 3 июня 1916 г. киносеанс в зале "Kino-Theater Richard Stremer" включал четыре фильма, первым демонстрировали комедию „Aus dem Leben der jüdischen Warenhäuser in Berlin“ [из жизни еврейских универсальных магазинов в Берлине].

Под управлением концертмейстера h. Ядловкера играл концертный оркестр, программа обновлялась два раза в неделю.

-3

1 – 7 ноября 1916 г. демонстрировался фильм “Das Geheimnis des Kiewer Prozesses [тайна киевского процесса].

-4

[Бейлис процес, на идише: процесс Бейлиса].

В. Миславский Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909 –2009), с. 157: Оригинальное название «К делу Бейлиса». Сценарий М. Красовского и С. Брасуль-Брушковского. 1 сер. 1 ч., 418 м. Производство: «Бр. Пате» (Москва). Выпуск на экран: 12.10.1913.

Съемки процесса в Киеве. Дом, где жил и был арестован М. Бейлис. Дом, где жила свидетельница по делу М. Бейлиса – Вера Чибиряк. Члены семьи Бейлиса. Свидетель Голубев. Вид здания завода, где по утверждению некоторых свидетелей было совершено убийство Андрея Ющинского. Свидетели по делу Бейлиса, защитник Бейлиса Грузенберг, здание окружного суда. Вид пещеры, где был найден труп Ющинского. Эксперт Пранайтис. Полицейские ведут М. Бейлиса в окружной суд. Фильм был запрещен во многих городах России. В 1914 г. фильм был запрещен по всей России.

Показ фильма в "Kino-Theater Richard Stremer" сопровождал большой концертный оркестр.

Александр Брод и Виктор Баталин о фильме «К делу Бейлиса»:

https://www.youtube.com/watch v=9HHAZ8p7lf8&ab_channel=%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

-5

8 – 15 ноября 1916 г. демонстрировалась кинокартина “Mirele Efros” oder “Die Verworfene” [Миреле Эфрос или отверженная]. Показ фильма в "Kino-Theater Richard Stremer" сопровождали специально подобранные еврейские мелодии в исполнении большого оркестра.

-6

[Миреле Эфрос].

В. Миславский Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909 –2009), с.27: «Производство: Т-во «Сила» М. Товбина (Варшава). Продюсер Мордко Товбин, автор сценария и режиссёр Марк Арнштейн (псевдоним Анджей Марек), оператор Станислав Себел. В ролях: Эстер-Рохл Каминска (Миреле Эфрос), Рудольф Заславский (Иосел, ее сын), Давид Лу (Данила), Григорий Вайсман (Нухимц), Яков Либерт (Шалма, приказчик), Орел (Шлоймеле), Софья Эдельман (Шейнделе), Ида Каминска, Регина Каминска, Таня Тайтельбаум (Таня), Юлиуш Адлер, Авраhам Камински, Апель, драма, 4 ч., 1 030 м., выпуск на экран 9.10.1912.

«Экранизация одноименной пьесы Якова Гордина в исполнении труппы еврейского театра. Фильм в значительной степени держится на многогранном и тонком исполнении роли героини актрисы Эстер Каминской. Решительная, деятельная женщина, глава крупной фирмы и в то же время мудрая и добрая мать, Мирра Эфрос сталкивается с невесткой из невежественной мещанской семьи, где властвует культ денег. Она полна неприязни и горького юмора по отношению к своим вымогателям, членам этой семьи, “слуцким аристократам”, но со многим готова мириться ради сына, любящего свою капризную и алчную Шейнделе, которая хотела бы ограбить свекровь и отправить ее “на покой”. Особенно впечатляет игра И. Каминской в сцене, когда Мирра требует поставить себе под ноги шкатулку с бриллиантами, демонстрируя и свою власть, и презрение к человеческой жадности. В конце концов, гордая и независимая женщина уходит от сына, передав ему и невестке все свое состояние. Без настоящей хозяйки в доме наступает полный хаос, домашние ссорятся из-за денег. Конфликт разрешает внук Мирры, который приводит бабушку в родной дом на праздник своего совершеннолетия, бар-мицву. Фильм не сохранился».

-7

«Миреле Эфрос», справа Эстер Рохл Каминска.

-8

19 – 22 января 1917 г. на киносеансах демонстрировали три фильма, один из них – “Die Retterin Israels” [спасительница Израиля], иудейская народная драма.

В последующие три дня этот фильм шёл в к/т “Lux”.

-9

20 – 23 января 1917 г. в к/т “Lux” кинопрограмма включала четыре фильма, в заключение показывали фильм “Das Exordium der Juden aus Egypten” [выход евреев из Египта], исторические сцены из жизни иудеев.

-10

9 – 12 марта 1917 г. демонстрировался фильм “Die Tragödie der Tochter d. Synagogendieners” [трагедия дочери старосты синагоги].

На афише напечатали и фамилии четырёх исполнителей главных ролей – актёров МХАТ, соответствует ли это действительности?

-11

[шамес‘с тохтер, на идише: дочь шамеса].

Инсценировка известного еврейского поэта Ш. Фруга (на первой афише был указан Ш. Аш). В главных ролях артисты театра им. Станиславского.

В. Миславский Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909 –2009), с. 77: КАЗНЕННЫЙ ЖИЗНЬЮ (Страдалица Лия). Драма, 3 ч., 950 м. Производство: Студия «Светотень» С. Писарева (Киев). Выпуск на экран: 28.12.1914. Продюсер Семен Писарев. Режиссер Иосиф Сойфер. В ролях: Соловец (Давид Глазман, староста синагоги), Н. Лаурова (Ева, его жена), Иосиф Сойфер (Эммануил, их сын), А. Луковский (Герш Шамес, сторож синагоги), Елена Малькевич-Ходаковская (Лиза, его дочь), Г. Смольский (Миша Волькштейн), Н. Петровская (Маня, его жена), Н. Раздольская (Соня Берлацкая, ее сестра). «Из жизни еврейской молодежи – “борьба со старыми предрассудками в погоне за новыми идеалами”». Фильм не сохранился.

Сын богатого и уважаемого старика Глазмана, занимающего почетную должность старосты синагоги, молодой Эммануил Глазман увлекается бедной девушкой Лизой, дочерью синагогального сторожа. Лиза отвечает на чувства Эммануила, но отец последнего ни за что не соглашается на брак сына с бедной и незнатной девушкой. В отчаянии Эммануил решается покончить с собой. В тот момент, когда Эммануил подносит к виску револьвер, в комнату входит его старуха-мать. Вырвав из рук сына револьвер, мать Эммануила спешит к мужу и, рассказав ему о происшедшем, добивается его согласия на брак сына с Лизой. Получив согласие отца, Эммануил не спешит со свадьбой, так как он и без того давно уже обладает Лизой, беззаветно отдавшейся ему в одно из первых свиданий. В ресторане Эммануил случайно встречает своего старого школьного товарища Волькенштейна, который знакомит его со своей женой и со свояченицей Евой. Узнав о романе Эммануила, Волькекнштейн предлагает ему бросить Лизу и жениться на Еве, за которой дают хорошее приданое. После недолгого колебания легкомысленный Эммануил дает свое согласие. Несколько дней спустя Эммануил начинает манкировать своими отношениями к Лизе. Напрасно целые часы она проводит на излюбленной ими скамейке в саду дома Глазманов, ожидая Эммануила: он не приходит. Огорченная Лиза отправляется домой, но дорогой совершенно случайно встречает Эммануила, едущего в автомобиле с Евой. Нежная поза Евы и Эммануила открывает глаза несчастной девушке. В отчаянии Лиза бежит на кладбище, чтобы там, на могиле матери, покончить с собой. Но ей не удается привести в исполнение свой замысел, так как за нею следил кладбищенский сторож Герш, который заметил ее удрученное состояние и не допустил ее совершить страшный грех и погубить свою душу самоубийством. Немного оправившись, Лиза отправляется домой и видит, как из синагоги выходит Эммануил со своей молодой женой Евой в сопровождении матери, отца и других родственников. Обезумевшая от неожиданно свалившегося на ее голову горя, бедная Лиза бредет в сад к любимой скамейке, на которой она пережила столько счастливых минут со своим возлюбленным. А тем временем в саду дома Глазманов идет веселый свадебный пир. Но вдруг в веселые звуки пира страшным диссонансом врезается предсмертный крик Лизы. Встревоженные гости и хозяева бросаются в глубину сада и около заветной скамейки находят труп отравившейся девушки. Эммануил, потрясенный трагической смертью Лизы, сходит с ума. Каждый момент перед его глазами стоит призрак несчастной, им загубленной девушки. В комнату Эммануила, желая успокоить его, входит Ева, еще не успевшая снять своего венчального платья. Безумному опять кажется, что перед ним неустанно преследующий его призрак Лизы. В бешенстве Эммануил выхватывает из кармана револьвер и выстрелом убивает наповал свою молодую жену. Возмездие свершилось, за жизнь Лизы Эммануил заплатил своим рассудком и жизнью Евы.

-12

И. Сойфер.

-13

13 марта 1917 г. кинотеатр уведомлял, что, идя навстречу пожеланиям местной публики, до 16 марта вместе с фильмом “Die Tragödie der Tochter d. Synagogendieners” [трагедия дочери старосты синагоги] демонстрируется

фильм “Eine Tragödie aus dem Leben der Juden in Rußland” [трагедия из жизни евреев России].

-14

24 и 25 марта 1917 г. демонстрировался фильм “Familie Rappoport oder Tragödie des Getauften (Renegat) [семья Раппопорт или трагедия крестившегося (ренегата)], захватывающая драма: любовь еврейского студента к христианке Марии Петровне, крещение, Мария Петровна в руках альфонса, убийство на Хитров рынке, признание на смертном одре.

В. Миславский Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909 –2009), с. 66: СЕМЬЯ РАППОПОРТ (Трагедия еврейского студента). Драма, 4 ч., 1 100 м. Производство: Т/Д «Р. Перский» (Москва). Выпуск на экран: 11.09.1912. Продюсер Роберт Перский. Автор сценария В. Шумский. Режиссер Борис Светлов. В ролях: В. Шумский (Соломон Раппопорт), Е. Бураковская (Мария Петровна), Вивьен, Карен (племянница Раппопорта), Петровский (Богатый винокуренный заводчик) и артисты московских театров. «Трагическая история еврейского студента Соломона Раппопорта».

-15

Б. Светлов.             Е. Бураковская.

-16

13 и 14 апреля 1917 г. демонстрировалась картина “Moses” [Моисей] кинокомпании “Cines”, в съёмках фильма участвовало 10 000 человек. Во второй день исполнялась еврейская народная музыка.

-17

12 – 14 октября 1917 г. в кинотеатрах “Illusion“ и “Miniatur“ демонстрировался фильм “Tragödie der Tochter des Rabbi in Galizien und Fürst Konstantin” [трагедия дочери равина из Галиции и князь Константин], представленный как романтическая, захватывающая трагедия времён российского господства в Галиции. В Вильне он в первый раз!

В к/т “Illusion“ этот фильм (без первого слова в названии) шёл ещё шесть дней.

-18

[ди трагедие фун галицианер ров ун зайн тохтер митн русишен командир Константин, на идише: трагедия равина из Галиции и его дочери по вине русского командира Константина].

Зрителей просили во время показа фильма соблюдать спокойствие (как бы чего не вышло – на экране ведь враг Германии?).

-19

21 – 23 ноября 1917 г. в к/т “Deutsches Lichtspielhaus” демонстрировалась кинокартина “Sheylock von Krakau” [Шейлок из Кракова].

Режиссёр Карл Вильгельм, сценарий Феликса Зальтена, продюсер Пауль Давидсон, композитор Йщхан Шульц. В ролях Беата Эрен, Фридрих Кюне, Лия Розен, Рудольф Шилдкраут, Карл Вильгельм. Германия, 1913 г.

«В картине «Шейлок из Кракова» главную роль играет известный актер театра Рейнгардта Рудольф Шильдкраут. Последний считается лучшим Шейлоком не только в Германии, но, пожалуй, во всем мире. Драма «Шейлок из Кракова» не блещет, правда, особенными литературными достоинствами, но в ней есть много глубоких драматических положений. Еврей Леви живет на окраине Кракова (он вдов) и с ним вместе живут его две дочери. Старшая — уже вполне сформировавшаяся девушка, младшая — еще ребенок. Леви занимается ростовщичеством. Одним из его клиентов является молодой помещик Замирский. Он ведет веселый образ жизни, играет в карты, и, само собою понятно, вечно нуждается в средствах. В один из своих визитов к Леви он обращает внимание на старшую дочь Леви. Он приглянулся и ей,—красивый, элегантный, он кажется ей не от мира сего. В лунную ночь между ними происходит Шдалие, и робкая, запуганная еврейская девушка становится любовницей польского аристократа. Замирский тем временем проигрывается все больше и положение его становится безвыходным. В канун субботы, когда вся семья Леви сидит за праздничной трапезой, приходить Замирский, но Леви и слышать не хочет о деньгах,—сегодня суббота, а он, как ортодоксальный еврей, в день субботний никаких дел не делает. Замирскому приходится уйти ни с чем. Старшая дочь Леви понимает ужас положения своего возлюбленного. Она ночью достает из несгораемого шкапа отца свои деньги и жемчуга и бежит к Замирскому. Леви от горя заболевает душевным расстройством. Находясь в синагоге во время торжественного богослужения в великий Судный день, он обрушивается упреками против Бога, пославшего ему незаслуженное несчастье. Замирский бежит вместе с дочерью Леви в Берлин, ведет и там веселый образ жизни, снова проигрывается, становится груб и жесток по отношению к своей возлюбленной и однажды поднимает даже руку на нее. Больная, нравственно разбитая, она возвращается в Краков, в дом отца, и там умирает. Леви благодарить Бога за то, что отнял у него дочь. Таково содержание этой кинемодрамы. Но суть не в ее содержании, а в том, как ее разыгрывают. А разыгрывают ее мастерски».

О. Н СКИЙ, 1913 г.

-20

Р. Шилдкраут в роли Шейлока.

-21

Сцена из фильма.

Обращает на себя внимание, что фильм шёл в к/т “Deutsches Lichtspielhaus” [немецком кинотеатре].

-22

23 -26 ноября 1917 г. демонстрировался фильм ‘Die Schtiefmutter” [мачеха].

-23

[ди штифмутер одер эленд, на идише: мачеха или нищета].

Потенциальному зрителю сообщали: впервые в Вильне! Ужасающая, страшная еврейская трагедия, содержание и игра актёров варшавского театра превосходят всё существующее на сегодняшний день в еврейских картинах. В душераздирающем фильме показаны признание, предвечерняя молитва, кадиш (поминальная молитва), свадьба, седер. Показ картины будет сопровождать еврейская музыка.

На немецкой афише написано, что это пугающая, сенсационная кинодрама, названы четыре исполнителя ролей.

В. Миславский Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909 –2009), с. 76: ДИ ШТИФМУТЕР (Мачеха). Драма, 4 ч., 1 600 м. Производство: Т-во «Космофильм» М. Товбина (Варшава). Выпуск на экран: 19.04.1914. Продюсер Мордка Товбин. Режиссеры: Аврахам Каминский, Марк Арнштейн (или Анджей Марек). Оператор Станислав Себел. В ролях: Эстер-Рохл Каминская, Ида Каминская, Лея Компаниец, М. Шлосберг, Мотл Айзенберг, Шая Ротштейн, Самуил Ландау, Герман Фишелевич. Драма из еврейской жизни по одноименной пьесе Якова Гордина.

-24

А. Каминский.               М. Арнштейн.

-25

12 – 14 января 1918 г. демонстрировали кинокартину “Gettho (Glaubensketten)” [гетто (цепи веры)].

-26

[дос идише гето одер ди кейтн фун эмуна, на идише: еврейское гетто или цепи веры].

Продюсер Erna Meinert, режиссёр Rudolf Meinert, оператор Max Faßbender, в ролях Bernd Aldor, Theo Nischwitz, Frieda Richard, Thea Pera, Leo Leux, Franz Ramharter, Emil Wittig; немой, продолжительность 93 мин., выход на экраны в 1916 г.

Действие происходит в одном из в еврейских гетто в Европе.

Старый Лейзер Меншер умер, теперь его место должен занять его сын Тодрес, который с разрешения равина будет делать в городе покупки для гетто. Неграмотный молодой человек быстро поддаётся неодолимым искушениям, например, Тодрес впервые в жизни видит театральное представление. Он решает навсегда покинуть гетто, чтобы стать актером. Тодрес не только оставляет свою мать на произвол судьбы, он также избавляется от своей еврейской идентичности, состригает свои пейсы, укорачивает кафтан, учится читать и писать у монаха Паулюса и отныне называет себя художником Теодором Тьюсом.

Всего за пять лет он стал известным человеком. За это время Тьюс стал придворным актером. Отрицая свою еврейскую принадлежность, все же женился на Доре, дочери еврейского банкира. В конце концов он даже стал князем. Тем временем его старое гетто исключило его из своих рядов, потому что он порвал со слишком многими вещами, составляющими еврейскую жизнь. А с его матерью обращаются как с прокаженной. Поэтому она решает навестить своего «потерянного» сына.

Мать Тодреса принимает Дора, которая, к своему большому удивлению, узнает, что ее муж еврей, как и она. В то время, как Тодрес/Теодор категорически исключает возвращение в гетто, Дора и их сын возвращаются туда. Когда Тодрес осознал, что Дора действительно решилась на этот шаг, он также отказывается от славы и титула и намерен вернуться в гетто, но охрана у въездных ворот гетто не впустила его. Тодрес решает стать монахом и присоединяется к ордену своего старого наставника Паулюса. В монастыре он пишет мемуары «Цепи веры».

Кинорекламщик (а как его называли в те времена?) призывал поспешить увидеть фильм: необычную трагедию, которая произведёт глубокое впечатление на зрителя. Картина отличается от всех других тем, что изображает в светлых красках жизнь людей в настоящее время. Зрителя очаруют разнообразные, характерные жизненные сцены. Мы уверены, что все, кто посмотрит этот фильм, единогласно с восторгом будут благодарить за эту мировую сенсация. (а написавший этот панегирик, сам этот фильм видел?)

-27

R. Meinert.                          B. Aldor.

-28

30, 31 августа и 1, 2 сентября 1918 г. демонстрировали кинокартину “Der ewige Wanderer” [вечный странник].

Дополнительная информация: 25000 участников, жизнь евреев в Америке, панорама самых больших городов Америки.

Сеансы: в 13, 14:30, 16, 15:30, 19, 20:30, 22.

-29

[дос лебен фун ди идн ин Америке, на идише: жизнь евреев в Америке].

На афише напечатано: все, у кого есть родственники в Америке, должны посмотреть этот фильм.

Запечатлены евреи в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе, эмиграция, беды по вине агентов, «Остров слёз», газеты и синагоги, еврейские вожди. Показаны культурные достижения евреев, еврейские театры. По мнению авторов фильма у еврейского народа единственный путь – сионизм.

-30

Афиши кинотеатров на рекламной странице газеты "Wilnaer Zeitung" [вилнаер цайтунг] за 1 января 1918 г.