Каждый человек уникален. Существуют разные классификации характера (наиболее известные – классификация П.Б.Ганнушкина, К.Леонгарда, А.Е.Личко, В.Пономаренко), насчитывающие от 7 до 12 видов характера, но, разумеется, никто не станет утверждать, что люди делятся по своим особенностям всего лишь на несколько типов. Кроме того, характеры редко встречаются в чистом виде, у большинства людей присутствуют 2-3 в различных сочетаниях. А главное - ни одна типология не может учесть всех особенностей воспитания, условий жизни, интеллекта, способностей, привычек, мотивов и множества других факторов, которые формируют неповторимую индивидуальность каждого конкретного человека.
Однако мы рискнем здесь описать некоторые особенности МОРАЛЬНОЙ и ВОЛЕВОЙ сферы личности, которые присущи различным типам характера. Это поможет читателям учесть их как во взрослых отношениях с окружающими, так и в воспитании своих детей. Согласитесь, воспитывать ребенка легче, когда знаешь, с какими базовыми свойствами его психики имеешь дело.
За основу мы возьмем наиболее популярную сейчас классификацию характеров В.Пономаренко.
ЭМОТИВ. Добрейшей души человек, преисполненный сочувствия и сострадания к людям и животным, мягкий, отзывчивый и безотказный, ставящий во главу угла гармонию с миром и людьми. В общении производят самое лучшее впечатление, хотя прямо-таки провоцируют (бессознательно, разумеется) более жесткие типы сесть им на шею, манипулировать и пользоваться их добротой. Основной недостаток эмотива – это «добро без кулаков». Сказать кому-либо «нет», защитить свои границы, ссадить эгоиста со своей шеи и поставить на место манипулятора они просто неспособны (боятся сделать людям «больно»).
Итак, эмотивный тип добр от природы. В ребенке-эмотиве доброта и эмпатия формируются как бы сами собой, безо всяких усилий со стороны взрослых. В качестве примера совсем уж неблагоприятных условий мне приходит на ум мой сын Антон, который до 3 лет жил с кровными родителями среди беспробудного пьянства и жестоких драк, а потом почти до 12 лет воспитывался в детском доме, где на тебе «по определению» лежит печать изгоя, а отношения между детьми иногда довольно жестокие. В детдоме он считался хулиганом (дрался, не слушался). Но, едва обретя в моем лице маму, за полдня (!) безо всяких воспитательных усилий с моей стороны превратился в добрейшего ребенка, любящего сына и брата – и больше о его хулиганстве никто не слышал. Сейчас это чистейший классический эмотив.
Однако мою статью читают родители, а значит, их дети воспитываются в семье, а не в детдоме. Примем за исходный пункт тот факт, что дети-эмотивы добры от природы. Разумеется, нравственные качества в них воспитывать легко (заметим, что доброта и эмпатия – основа нравственности, но такие качества как совесть, верность, честь, порядочность и т.п. врожденными вообще не бывают, их надо воспитывать у любого ребенка).
А вот что касается ВОЛИ, то тут эмотив не имеет преимуществ перед другими типами характера: будет ли он волевым и целеустремленным или добрым, но безвольным «рохлей» - это зависит, прежде всего, от Вас, дорогие родители. Во взрослом возрасте выработка воли – это уже дело самовоспитания самого человека. (Кстати, в моих рассказах «Мальчик, который хотел стать волшебником» и «Выживает сильнейший?» описываются именно два подростка-эмотива, которым недоставало воли, и Мирозданье по сюжету дарит им это качество, чтобы сделать победителями. Жаль, в жизни свершить такое волшебство не всегда удается!).
Дети и подростки-эмотивы – горячие волонтеры (пишу как человек, 30 с лишним лет руководивший школьными волонтерскими отрядами). Даже вне волонтерской деятельности они кормят бездомных животных, тащат домой с улицы котят-щенят и мечтают о помогающих профессиях. И вот тут родители нередко оказывают им «медвежью услугу»: начинают подавлять их природную доброту, требуют немедленно убрать с глаз долой щенков и котят, высмеивают их сердобольность и мягкость. Мальчиков отцы осуждают за то, что те не умеют драться, растут «тюфяками», отдают их в секцию бокса (а у парня просто то же, что в песне В.Высоцкого: «Бить человека по лицу я с детства не могу»). Когда дети подрастают, их принудительно заставляют учиться на «престижные» профессии, вместо профессий их мечты (не забывайте, что подросток-эмотив не умеет говорить «Нет», в том числе, и своим родителям). В результате дети вырастают с заниженной самооценкой, не находят счастья в личной жизни и самореализации на работе. Именно такой образ добрейшего, но несчастного человека и лег в основу распространенного мифа: мол, «добрые люди несчастны, их никто не ценит, за добро им платят черной неблагодарностью». Уверяю Вас, при нормальных условиях воспитания в любящей семье из ребенка-эмотива с большой вероятностью вырастет человек, счастливый своей добротой и пользующийся искренней симпатией и уважением окружающих (видела таких немало).
В общем, могу сказать, что, если у ребенка есть черты эмотива (пусть даже в сочетании с другими типами характера), то родителям сильно повезло. Их задача – поддержать, а не сломать такого ребенка. И развить у него ВОЛЮ.
ГИПЕРТИМ. Солнечный, жизнерадостный, насквозь оптимистичный человек, душа любой компании. Удивляет окружающих тем, что практически никогда не унывает, а к жизни относится с той легкостью, которая характерна не для взрослого, а для ребенка. Мне пришлось от нескольких клиентов-гипертимов слышать, что жизнь, работу, воспитание детей и даже решение сложных проблем они воспринимают как ИГРУ, как ПРИКЛЮЧЕНИЕ. Представьте, уважаемые читатели, что Вы по какому-то радостному поводу совсем чуть-чуть выпили. Что Вы испытываете? Радостный подъем и эйфорию. Вот именно в таком состоянии душа гипертима пребывает постоянно. Можно предположить, что у них, в силу каких-то природных особенностей, постоянно перевозбужден «центр удовольствия» в мозгу. Гипертим – это человек-фейерверк.
Ребенок-гипертим – жизнерадостное солнце, вечно лучащееся счастьем бытия. Даже его шалости взрослыми воспринимаются с симпатией, невольной улыбкой. (Пример такого симпатичного озорника – Том Сойер из книг Марка Твена).
Такие дети и взрослые обычно довольно добры и даже альтруистичны. Однако не спешите заранее считать, что они высокоморальны. Чувство ОТВЕТСТВЕННОСТИ – это вообще не про них. Гипертимы с легкостью – из лучших добрых побуждений – раздают направо и налево обещания помочь и… не выполняют их. Причина – недостаток ВОЛИ и целеустремленности. И той самой ответственности. И попробуй, упрекни его в том, что он подвел Вас, не сдержал слово, втянул в сомнительную авантюру – обидится, ибо никакой вины за собой не чувствует: он же «хотел, как лучше».
Подростки и взрослые-гипертимы часто увлекаются алкоголем, особенно в компаниях («Мне весело и хорошо, так пусть будет еще лучше»). Гипертимы-мужчины отличаются легкомысленностью любовных увлечений. Многие из них (не все!) легко изменяют женам: ведь жизнь для них – сплошной праздник.
Между тем мораль, нравственность зиждется не только на природной доброте, но и на самоконтроле, способности управлять свои поведением. Из всего этого следует, что в ребенке-гипертиме нужно активно воспитывать нравственные качества: чувство долга, ответственности, верность, навык держать данное слово, требовательность к самому себе. Когда маленький гипертим, нашалив и нашкодничав (и изрядно потрепав взрослым нервы), потом с обаятельнейшей улыбкой доверчиво смотрит Вам в глаза, не стоит улыбаться в ответ: так Вы приучаете его именно к безответственности. И, конечно же, нужно усиленно формировать в нем ВОЛЮ как необходимую составляющую истинной человечности (а формирование воли у ребенка и подростка-гипертима – нелегкая задача).
Продолжение следует (в следующей публикации мы рассмотрим такие типы как эпилептоид и истероид).
Если узнали своего ребенка (или себя) и хотите проконсультироваться с психологом, буду рада помочь. Желающие – пишите в Ватсапп (см.ниже): «ХОЧУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ»
Елена Бекетова, школьный психолог, кандидат психологических наук и счастливая мама пятерых усыновленных и приемных подростков
Запись на консультацию: +79687465967 (Ватсапп).
Мои книги можно приобрести на «ЛитРес»:
· «Рассказы Доброго психа»: https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/rasskazy-dobrogo-psiha/
· «Воспитание человечности. Книга для родителей» https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/vospitanie-chelovechnosti-kniga-dlya-roditeley/
· «Да будет свет!» (психологическая фантастика) https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/da-budet-svet/
А здесь они в свободном доступе БЕСПЛАТНО:
· https://author.today/u/id606345317/works
Мои публикации вКонтакте: https://vk.com/id606345317