Я к нему так и не дошла. Любовалась со стороны, ожидая возвращения нашей туристической группы. Была весна 2007 года, дорогу к нему, ведущую через поле, ещё не сделали.
Великий реставратор Игорь Грабарь называл эту небольшую церковь самым совершенным храмом, созданным на Руси, величайшим памятником мирового искусства. В ЮНЕСКО с ним согласились. Ещё бы - этот храм памятник архитектуры домонгольской Руси. В этот период фиксировался расцвет Владимиро-Суздальского княжества.
Более восьми веков стоит храм посреди заливного Боголюбовского луга. Когда-то здесь сливались Нерль и Клязьма, теперь русло изменилось, но в половодье луг по-прежнему заливает водой, и легкий, светлый храм, словно белый корабль, плывет над бурными вешними водами, отражаясь в них…
Но идут, идут сюда паломники, чтобы увидеть белоснежные стены, помнящие многое из нашей истории.
Легенды рассказывают, что храм был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на Булгар, а камень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные булгары. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе, и всем воинам, заплатившему за эту победу жизнью. И стоит храм, словно поминальная свеча в память об этом походе.
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.
Храм Покрова Богородицы на Нерли — первый на Руси освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник возник именно на Владимирской Руси, он отсутствовал в православной Византии. Праздник Покрова должен был показать что Русь, земля Владимирская под особым знаком милости Пресвятой Девы.
Когда-то храм Покрова встречал ладьи иноземцев, приплывающих в расцветшее при князе Андрее Владимиро-Суздальское княжество, поражал их воображение и своим изумительно-прекрасным видом приводил в восторг. Это действительно было парадное строение! Археологические раскопки середины 20 века удивительным образом меняют привычное впечатление от храма. Были обнаружены остатки древнего фундамента - часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон.
В возможном реконструированном облике храм Покрова просто неузнаваем.
Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1665 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию. По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель суздальских мастеров.
Раскопками церкви и её детальным изучением занимался выдающийся советский историк, археолог и искусствовед Николай Николаевич Воронин.
По форме храм Покрова на Нерли схож с Дмитриевским собором Владимира. Однако, если на Дмитриевском соборе почти 1500 каменных изображений, здесь декор менее богат. На всех трёх фасадах повторяется одна и та же композиция: В центральных закомарах помещены изображения царя Давида, окружённого птицами и львами.
Лев - персональный герб-символ князя Андрея Боголюбского. Именно он становится и гербом города Владимира. Изображение льва встречается на стенах храма многократно. Есть даже улыбающиеся львы.
Ангельские лики, голуби, грифоны - символические изображения встречают нас с любой стороны храма.
Существует местная легенда, что из подвалов Храма существовали подземные ходы не только до Боголюбова, но и до самого Владимира. Во время реставрации, когда подвал был вскрыт, действительно были обнаружены провалы грунта. Но сколько бы их не обследовали, ничем другим они так и не стали.
В «Житии князя Андрея Боголюбского» (1702 год) сказано, что вместе с церковью был основан и Усть-Нерлинский монастырь. К сожалению, он не сохранился вообще
Внутреннее убранство церкви, к сожалению, так же не сохранилось до наших дней. "Подновленный" в 19 веке интерьер можно назвать аскетичным: залы украшают скромные скульптурные композиции, а роспись выдержана преимущественно в темных тонах.
В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.
В середине XIX столетия монастырь здесь был возрожден. В 1850-е годы рядом с храмом Покрова на Нерли построили небольшую надвратную колокольню. В 1877 году был предпринят ремонт: храм обвязали железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… В 1884 году пристроили теплую церковь Трех Святителей и каменную ограду.
После революции церковная жизнь приостановилась. А с 1919 года древние белокаменные памятники Владимирской области, в том числе церковь Покрова, были приняты под охрану коллегией по делам музеев. Но это не помешало в конце 1930-х годов снести колокольню и ограду монастыря.
С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.