На этой неделе был приняты ответные действия на западные санкции в соответствии с Указом Президента. Был установлен фиксированный дисконт к стоимости российской нефти относительно Brent. Он составит $34-$25 за баррель в зависимости от реальной ценовой разницы. Новый порядок начнет действовать с апреля. Также с января по март предлагается задним числом ограничить дисконт в экспортной цене нефтепродуктов, применяемый для расчета демпфера, $20 за баррель, с апреля – $25 за баррель. Кроме того, предполагается введение дисконта в расчете цены экспортной альтернативы по дизтопливу, который будет ограничен $10 за баррель.
К тому же решено снизить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. В США уже поспешили отпраздновать победу, называя это эффектом от ценового потолка. Об этом заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. Неужели этот стратег думал, образно говоря, что мы будем подставлять вторую щеку, а не ударим в ответ кулаком в нос? Конечно, костяшкам пальцев тоже больно, но что за радость получить сломанный нос?
Попробуем оценить последствия нашего удара для российской нефтяной отрасли.
Первое – это вынужденная самоликвидация «самоваров», выпускающих продукцию первого передела. До сих пор эта продукция в основном отправлялась на экспорт. Теперь эта лазейка закрывается. Позволит ли это развивать нефтехимию в России – вопрос спорный. С одной стороны, на внутреннем рынке появляются большие объемы дешевого сырья. С другой – тормозом могут послужить отсутствие долгосрочных инвестиций и уничтоженная либералами химическая промышленность.
Второе – ВИНКи будут вынуждены не на бумаге, как сейчас, а в реале увеличивать глубину переработки.
Третье – страдающий бюджет возьмет свое у нефтяников. Снижается вывод валюты из страны. Оставшиеся олигархи вынужденно вкладываются в свое обустройство в стране, а не за рубежом. Недовольные топ-менеджеры увольняются, освобождая места для карьерного роста. И не только в нефтекомпаниях.
Четвертое – санкции приведут к восстановлению экономических связей со странами Африки и Азии. Уже сейчас, как пишет Reuters, Россия активно перенаправляет дизель с европейского рынка не только в Азию, но и в африканские страны. Когда-то лучшим другом Африки был СССР, поставлявший туда оружие. В обратном направлении шли в основном бананы и заверения в вечной дружбе. Но сейчас все по-другому, поставки идут за реальные деньги. Даже продавая нефтепродукты с дисконтом, Россия получает геополитическое преимущество. Африка сегодня – самый перспективный регион, богатый природными и трудовыми ресурсами. Переориентация экспорта энергоносителей на рынок стран третьего мира – это хороший шанс обернуть западные санкции в свою пользу. Вместо ограбления России под видом «пролетарского интернационализма» при коммунистах предлагается взаимовыгодное партнерство. Выступая на прошедшей неделе в Мюнхене президент Франции Макрон разглядел в этом «новый русский колониализм». Нами долго пугали Европу, твердили, что русская энергетика – это оружие. И вот санкции помогли нам самим это понять.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram