Найти в Дзене
БОГАДАН

Трамваи России

Трамвайный вагон модели 71-911ЕМ "Львёнок" производства ПК ТС
Трамвайный вагон модели 71-911ЕМ "Львёнок" производства ПК ТС

В современной России, к счастью, ещё не перевелись свои производительные силы, инженеры и рабочие руки. Многие производства были потеряны с развалом Советского Союза. Однако, на смену им, пришли новые, более прогрессивные предприятия. Некоторые из них способны составить реальную конкуренцию зарубежным производствам, но самое главное то, что в нашей стране машиностроительная промышленность есть, она развивается и с каждым годом только прогрессирует.

Салон трамвайного вагона модели 71-911ЕМ "Львёнок"
Салон трамвайного вагона модели 71-911ЕМ "Львёнок"

Сегодня речь пойдёт об отечественных производителях трамвайных вагонов, их модельном ряде, и о проблемах, периодически возникающих в этом производстве и о качестве готовой продукции этих производителей.

71-623. Самая долгоиграющая, на сегодняшний день, модель трамвайного вагона УКВЗ
71-623. Самая долгоиграющая, на сегодняшний день, модель трамвайного вагона УКВЗ

Всего, на данный момент, производителей трамвайных вагонов в России четыре.

Одним из старейших, из вообще сохранившихся машиностроительных предприятий страны, является Усть-Катавский вагоностроительный завод (далее УКВЗ). Однако это предприятие специализируется не только на выпуске трамвайных вагонов. Оно имеет прямое отношение к космической отрасли. История УКВЗ богата рекордами и вообще весьма интересна. Строительство трамвайных вагонов на этом заводе вошло в активную фазу в конце 60-х гг XX столетия, когда на массовое производство встала модель трамвайного вагона КТМ-5 (71-605).

Вагон модели 71-605 (КТМ-5) производства УКВЗ
Вагон модели 71-605 (КТМ-5) производства УКВЗ

Эта модель УКВЗ была существенным конкурентом для чехословацкой модели Татра Т3, производства ЧКД "Прага", активные закупки которой осуществлялись с начала 70-х гг.

Вагон модели Татра Т3 SU
Вагон модели Татра Т3 SU

Всего было построено около 16 тысяч экземпляров вагонов модели КТМ-5. Следует сказать, что данная модель вагона УКВЗ была и дешевле, и более проще в отношении управления (по отзывам водителей), по сравнению с вагонами модели Татра Т3. В вагонах модели Татра Т3 использовался "нижний" контроллер, приводимый в действие ступней, а в вагонах КТМ-5 - ручной контроллер. Реостатно-контакторная система управления (РКСУ) вагонов КТМ-5 была достаточно неприхотлива в обслуживании. Вагон КТМ-5 имеет относительно простой экстерьер, однако его угловатые формы, в отличие от уже привычных округлых форм, характерных, в том числе, для модели Т3, придавали КТМ-5 более современный вид. В итоге, КТМ-5 стал самым массовым трамвайным вагоном в мире. Именно это достижение приписывают УКВЗ.

Вагон модели 71-409. Первый российский полностью низкопольный трамвайный вагон, созданный на заводе УТМ. Источник ipev.ru
Вагон модели 71-409. Первый российский полностью низкопольный трамвайный вагон, созданный на заводе УТМ. Источник ipev.ru

Следующее предприятие - "Уралтрансмаш" (далее УТМ). Данное предприятие напрямую относится к Уралвагонзаводу, являясь, при этом, самостоятельным производством, и специализируется на строительстве исключительно трамвайных вагонов.

Трамвайный вагон модели 71-402 "Спектр"
Трамвайный вагон модели 71-402 "Спектр"

Данное предприятие образовалось в Екатеринбурге. В связи с прекращением поточного производства вагонов ЧКД "Прага", полюбившихся екатеринбуржцам (да и всему бывшему Союзу), свердловчане решили наладить своё производство трамвайных вагонов. Так появился вагон модели "Спектр". Сначала это была модель 71-401, но более массовой стала модель 71-402. Надо отметить, что 71-402, по конструкции кузова, является аналогом модели Татра Т6В5 того же ЧКД "Прага", но с некоторыми изменениями в дизайне экстерьера и интерьера. Завод УТМ примечателен и тем, что он стал первым заводом, который начал массово устанавливать на свои вагоны асинхронные тяговые электродвигатели (далее АТД). Кроме того, это был первый завод, который выпустил полностью низкопольный трехсекционный четырёхосный сочленённый трамвайный вагон модели 71-409.

Самый длинный и самый вместительный трамвайный вагон актуальной модельной линейки ПК ТС.
Самый длинный и самый вместительный трамвайный вагон актуальной модельной линейки ПК ТС.

Следующий, уже более новый производитель, относительно двух предыдущих - "Производственная Компания "Транспортные Системы" (далее ПК ТС). Компания, образовавшаяся в 2015 году на базе "Трансмашхолдинга" (ТМХ), на данный момент, специализируется не только на строительстве трамвайных вагонов, но и на производстве троллейбусов. Производство трамвайных вагонов стартовало на Тверском Вагоностроительном Заводе, где был создан цех по производству трамвайных вагонов. Затем предприятие переехало в Санкт-Петербург, где ныне располагается на территории Октябрьского Электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ).

Вагон "МиНин" производства "Нижэкотранс"
Вагон "МиНин" производства "Нижэкотранс"

Самый последний, по хронологии появления, производитель трамвайных вагонов - это совместная белорусско-российская компания "Нижэкотранс", появившееся в 2022 году, которая базируется на площадях предприятия "Фоксбас" в Ворсме Нижегородской области.

Теперь о моделях вагонов отечественных производителей

Модели УКВЗ

Модельный ряд УКВЗ, на данный момент, представляет собой линейку из четырёх моделей.

Находящаяся в производстве модель 71-623.04 УКВЗ
Находящаяся в производстве модель 71-623.04 УКВЗ

71-623. Это одиночный четырёхосный частично-низкопольный трамвайный вагон с АТД. Система управления предоставляется в соответствии с техзаданием. Вагоны этой модели имеют возможность работать по системе многих единиц (СМЕ), в составе трамвайного поезда из двух вагонов. Доля низкого пола 40%. Вагоны и их модификации эксплуатируются во многих российских городах, Павлодаре (Казахстан) и Даугавпилсе (Латвия).

Самый первый вагон 71-631, появившийся в 2011 году
Самый первый вагон 71-631, появившийся в 2011 году

71-631. Это трехсекционный шестиосный сочленённый частично-низкопольный вагон с АТД. Система управления предоставляется в соответствии с техзаданием. Доля низкого пола - 70%. Вагоны этой модели и её модификации эксплуатируются в Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре и Даугавпилсе.

Самый первый вагон модели 71-628 бороздит просторы Усть-Катава на тестовой линии
Самый первый вагон модели 71-628 бороздит просторы Усть-Катава на тестовой линии

71-628. Это одиночный четырёхосный полностью низкопольный вагон с АТД, нового поколения вагонов УКВЗ, созданный на базе кузова вагона модели 71-623. Вагон имеет схожий с моделью 71-623 экстерьер, но, ввиду 100% низкого пола, его интерьер совершенно иной. Вагоны эксплуатируются в Таганроге.

Модификация 71-628.01 для Челябинска
Модификация 71-628.01 для Челябинска

Модификация этой модели вагона, получившая индекс 71-628.01, произведена специально по заказу Челябинска. Отличается от базовой модели 71-628 другими масками, имеющими округлую форму.

Вагон модели 71-628М
Вагон модели 71-628М

71-628М. Модернизированная, улучшенная версия вагона модели 71-628. Вагон имеет совсем другой экстерьер и другой интерьер, относительно базовой модели 71-628. Внешние формы обтекаемые, против прямоугольных форм у модели 71-628. Вагоны эксплуатируются в Таганроге.

В ближайшем будущем завод планирует создание трёхсекционного и пятисекционного вагонов, на базе модели 71-628.

Модели производства УТМ

Что касается УТМ, то в линейке моделей этого завода, так же как и у УКВЗ, имеются вагоны двух типов - полунизкопольные и полностью низкопольные.

Вагон модели 71-407.01
Вагон модели 71-407.01

71-407.01. Это одиночный четырёхосный трамвайный вагон с АТД, и долей низкого пола 40%. Данная модель планируется к снятию с производства уже в ближайшее время. Вагоны эксплуатируются во многих российских городах.

Вагон модели 71-412
Вагон модели 71-412

71-412. Это одиночный четырёхосный трамвайный вагон с АТД, и долей низкого пола 40%. Данная модель базируется на платформе чешского вагона Vario LF. Вагоны эксплуатируются в Омске, Нижнем Тагиле и во Владикавказе.

Вагон модели 71-411.03. Автор Aztec
Вагон модели 71-411.03. Автор Aztec

На базе вагона 71-412 создана модель 71-411. Вагон этой модели предназначен для трамвайных систем с узкой колеёй. Ширина кузова вагона этой модели уменьшена с 2,5м до 2,2м. Модификация этого вагона, получившая индекс 71-411.03, имеет две кабины и две двери по обе стороны кузова. Данная модификация вагона предназначена для линий без разворотных колец. Вагоны модели 71-411 и модификация 71-411.03 работают в Евпатории.

Вагон модели 71-415
Вагон модели 71-415

71-415. Это одиночный полностью низкопольный четырёхосный трамвайный вагон с АТД. Вагоны эксплуатируются в Нижнем Тагиле.

Вагон модели 71-415Р "Ретро"
Вагон модели 71-415Р "Ретро"

71-415Р "Ретро". Это модернизированная версия модели 71-415 выполненная в ретро-стиле. Вагоны эксплуатируются в Нижнем Новгороде и Нижнем Тагиле.

Вагон модели 71-415М
Вагон модели 71-415М

71-415М. Это модернизированная, улучшенная версия базовой модели 71-415. На текущий момент вагон построен в единственном экземпляре и проходит сертификацию для допуска к серийному производству.

Вагон модели 71-418
Вагон модели 71-418

71-418. Это шестиосный полностью низкопольный вагон с АТД. Имеет полную унификацию с моделью 71-415. В настоящее время построен в единственном экземпляре и эксплуатируется в Екатеринбурге.

В ближайшем будущем, УТМ готовит к выпуску две модели, аналогичные моделям "Невский" и "Богатырь" ПК ТС, но в стиле "ретро", для эксплуатации их в условиях исторического центра Санкт-Петербурга.

Модельная линейка ПК ТС

Вагон модели 71-931АМ "Витязь-М" - "Ленинград"
Вагон модели 71-931АМ "Витязь-М" - "Ленинград"

Модельный ряд ПК ТС представлен сразу несколькими актуальными моделями. Поскольку предприятие относительно новое, все его модели изначально являются полностью низкопольными, все они с АТД, и имеют полную унификацию между собой (кроме моделей "Сити-Стар", "Витязь", "Богатырь" и "Варяг", являющихся предыдущей модельной линейкой ПК ТС, и, соответственно, имеющих унификацию между собой).

Вагон модели 71-911 "Сити-Стар"
Вагон модели 71-911 "Сити-Стар"

71-911 "Сити-Стар". Пилотная модель компании. Первый вагон произведён в 2014 году и является полностью низкопольным одиночным четырёхосным трамвайным вагоном с АТД. Данная модель эксплуатировалась в ныне закрытой трамвайной системе Твери, эксплуатируется в Казани, а её модификация 71-911Е - эксплуатируется в Ростове-на-Дону и Даугавпилсе.

Вагон модели 91-931 "Витязь"
Вагон модели 91-931 "Витязь"

71-931 "Витязь". Первый трёхсекционный шестиосный сочленённый вагон компании ПК ТС, длиной 27м. Вагоны данной модели эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Краснодаре.

Вагон модели 71-922 "Варяг"
Вагон модели 71-922 "Варяг"

71-922 "Варяг". Это четырёхосный трёхсекционный сочленённый вагон, длиной 20м, на двух опорных неповоротных тележках, с двумя узлами сочленения и висячей средней секцией. Данный вагон был построен в единственном экземпляре. Является аналогом первого российского полностью низкопольного вагона 71-409 производства УТМ. В связи с отсутствием заказов, данный проект временно заморожен.

Вагон модели 71-923 "Богатырь"
Вагон модели 71-923 "Богатырь"

71-923 "Богатырь". Это четырёхосный двухсекционный вагон. Опорной является тележка во второй секции. Построено всего три экземпляра. Эксплуатируются в Санкт-Петербурге.

Вагон модели 71-931М "Витязь-М"
Вагон модели 71-931М "Витязь-М"

71-931М "Витязь-М". Это модернизированная, улучшенная версия вагона 71-931 "Витязь". В ходе производства, эта модель периодически претерпевала различные изменения в дизайне масок и интерьера. Наиболее массовая модель ПК ТС. Вагоны эксплуатируются в Москве и Санкт-Петербурге.

71-934 "Лев"
71-934 "Лев"

71-934 "Лев". Восьмиосный трёхсекционный сочленённый вагон с АТД, длиной 34 метра, двустороннего движения, с двумя кабинами и пультами управления и с дверьми по обе стороны кузова, предназначенный для линий без разворотных колец. Вагон создан в 2019 году и является российским вагоном, альтернативным белорусско-швейцарскому вагону "Метелица", эксплуатирующемуся в количестве 23 штук в Санкт-Петербурге, в рамках концессионного проекта "Чижик".

"Лев" - это, прежде всего, вагон повышенной вместимости, предназначенный для городских пассажиронапряженных линий, и линий скоростного трамвая. Построен в единственном экземпляре, который успешно работает в г. Пермь.

71-911ЕМ "Львёнок"
71-911ЕМ "Львёнок"

71-911ЕМ "Львёнок". Это одиночный четырёхосный вагон, построенный на базе пилотной модели ПК ТС "Сити-Стар" (её улучшенная версия, унифицированная с текущей модельной линейкой). В настоящее время, вагоны этой модели эксплуатируются во многих городах России.

Вагон модели 71-923М "Богатырь-М"
Вагон модели 71-923М "Богатырь-М"

71-923М "Богатырь-М". Это четырёхосный двухсекционный сочленённый вагон. Опорной является тележка во второй секции. Это модернизированная, улучшенная версия вагона 71-923 "Богатырь". Эксплуатируется в Санкт-Петербурге и Череповце.

71-932 "Невский". Автор фото Н. Кармаевский
71-932 "Невский". Автор фото Н. Кармаевский

71-932 "Невский". Это шестиосный трехсекционный сочленённый вагон, двустороннего движения, с двумя кабинами и пультами управления, и с дверьми по обе стороны кузова, предназначенный для линий без разворотных колец.

Вагон "МиНин"
Вагон "МиНин"

Совместное белорусско-российское предприятие "Нижэкотранс" пока похвасталось только одной моделью - "МиНин". Это одиночный полностью низкопольный четырёхосный вагон с АТД. Планируется создание трехсекционного шестиосного вагона на базе одиночки "МиНин".

На этом обзор моделей российских производителей я завершаю, и перехожу к основным проблемам отечественных производителей трамвайных вагонов.

Дело в том, что в течение 2022 года, в свете последних событий, машиностроительная отрасль в целом, и вагоностроительные предприятия в частности, столкнулись с проблемой импортозамещения. Однако все упомянутые предприятия смогли справиться с этой задачей, приняв соответствующие меры.

Регионы же, закупающие отечественную технику, столкнулись с резким увеличением стоимости новой продукции. На помощь пришла т.н. Федеральная программа развития общественного транспорта. Многие регионы получили денежные средства на развитие трамвайных систем и существующих трамвайных хозяйств за счёт Федерального бюджета. Это огромный прорыв для трамвайных хозяйств страны.

Особенно удачной стала передача некоторых трамвайных хозяйств в частные руки. Так, скажем, первенцем концессионного соглашения между городом и частным перевозчиком стал проект "Чижик", с собственной сетью в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Система "Чижик" в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, с вагонами производства "Штадлер-Минск" модельной линейки "Метелица"
Система "Чижик" в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, с вагонами производства "Штадлер-Минск" модельной линейки "Метелица"

Была частично реконструирована существующая в этом районе сеть, подстанции, построено новое вагонное депо и новая линия, длиной более 2 км в новое депо. Было закуплено 23 новых вагона белорусско-швейцарского производства.

Следующей системой, перешедшей в частные руки, стала вся трамвайная система города Таганрога Ростовской области. Надо сказать, что система, по-сути, была построена заново. На новые трамвайные пути частный перевозчик "Синара" поставил 50 новых вагонов производства УКВЗ.

Такие примеры не могут не радовать. Передача трамвайных систем в частные руки планируется ещё в нескольких городах. В Саратове, Краснодаре и Ростове-на-Дону планируется строительство новых линий, помимо реконструкции существующих.

Всё это говорит о "трамвайном ренессансе" в России.

Но были проблемы и другого характера. Так, скажем, из-за того, что современные вагоны слишком напичканы электроникой, она продолжает выходить из строя, а новые вагоны, соответственно, не выходят на линии. Так было с вагонами ПК ТС в Ульяновске ("Львенок") и Санкт-Петербурге ("Богатырь-М"). Из-за холодов "примерзает" оборудование.

Вагоны УКВЗ, из частично-низкопольной линейки, имеют слишком "громкие" тележки. Особенно это касается вагонов модели 71-631 и их модификаций. Средняя тележка слишком сильно тарахтит во время движения вагона даже по новым путям.

Вагоны 71-407.01 производства УТМ собраны слишком кустарно. В принципе, в последнее время, качество продукции этого завода улучшилось и прогрессирует с каждой новой моделью (особенно это касается модели 71-415М).

Про модель "МиНин" нового производителя пока сложно что-то говорить, но фары от автомобилей компании "ГАЗ" явно создавались не под трамвайный вагон.

Огромная проблема всех новых трамвайных вагонов - быстрый износ бандажей колёс. Новые вагоны вообще капризны ко всему, особенно к старым путям и контактной сети не первой свежести. Хочется посоветовать администрациям городов, имеющих трамвайную сеть, сначала привести в порядок свою сеть, а потом заняться закупкой новых вагонов, а не так, как это делается у нас (ровно наоборот, кроме Таганрога).

А теперь взгляд на всё это со стороны пользователя, пассажира.

Пандусы над тележками в вагоне 71-415М производства УТМ
Пандусы над тележками в вагоне 71-415М производства УТМ

Я хочу задать вопрос всем отечественным производителям трамвайных вагонов. В частности, по вопросу производства вагонов со 100% уровнем низкого пола.

Пандусы над тележками в вагоне модели "Витязь-М" производства ПК ТС
Пандусы над тележками в вагоне модели "Витязь-М" производства ПК ТС

Неужели настолько сложно сконструировать такую трамвайную тележку, чтобы люди, войдя в такой полностью низкопольный вагон, могли сразу присесть на сидячее место? Почему, все без исключения, отечественные производители трамвайных вагонов продолжают выпускать вагоны с такими невероятными пандусами в салоне, на которые нужно буквально залезать, чтобы присесть на сидячее место? А каком вообще уровне комфорта может идти речь? И это всё при баснословной стоимости подобных вагонов.

Отсутствие пандусов в вагоне производства Alstom для российских городов. Вагоны эксплуатируются в Санкт-Петербурге
Отсутствие пандусов в вагоне производства Alstom для российских городов. Вагоны эксплуатируются в Санкт-Петербурге

Спрашивается. Почему бы не приобрести лицензию на производство "удобной" для пассажиров тележки у дружественных стран? Почему мировые производители трамвайных вагонов уже давно ставят на свои вагоны "продуманные" в этом плане тележки? Все эти вопросы остаются открытыми.

Вопрос дизайна наших вагонов - это дело вкусовых качеств отдельного человека. От себя скажу, что идеального ничего нет. Наши вагоны всегда отличались от зарубежных в плане дизайна. Но все наши вагоны должны быть максимально удобны. Мы не должны ютиться в салонах этих вагонов из-за каких-либо непродуманных при конструировании этих вагонов моментов.

Остаётся только пожелать нашим производителям вагонов процветания и огромного технического прогресса. Станьте самыми лучшими!

Автор Александр Богданов

Все использованные в статье фото не мои, взяты с сайтов СТТС, трамс.ру, "казань метро", новостных ресурсов и др. Вводные знаки авторов фото где-то присутствуют, где-то отсутствуют.

Мои вкусы (если кому-то это интересно):

Одиночные вагоны:

3 место - 71-415м УТМ

2 место - 71-911 ЕМ " Львёнок " ПК ТС

1 место - 71-628М УКВЗ

Многосекционные вагоны:

3 место - 71-418 УТМ

2 место - 71-931М "Витязь-М" ПК ТС

1 место - 71-934 "Лев" ПК ТС