18 февраля я была на премьере чеховской «Палаты №6» на малой сцене. Первый показ был 26 декабря 2022 года, под конец года. Предсказываю, что спектакль вскоре получит какую-нибудь престижную театральную премию. У него для этого всё есть: отличный актёрский состав, оригинальный сценарий, новаторская сценография.
Начинается спектакль с выхода на сцену альтер-эго доктора Рагина – с оленьими рогами на голове. Он произносит монолог о том, что будет через 200-300 лет и как жизнь человека изменится. Почему олень? В конце повести перед смертью Рагина посещает видение:
«Стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных, о которых он читал вчера, пробежало мимо него; потом баба протянула к нему руку с заказным письмом... Сказал что-то Михаил Аверьяныч. Потом всё исчезло, и Андрей Ефимыч забылся навеки».
Роль хора в спектакле исполняет Олег Сенченко – он и альтэр-эго Рагина, и Моисейка.
Олень – это олицетворение мечты упавшего духом доктора о лучшей жизни. Но пока он ничего не делает, чтобы жизнь стала лучше в затхлом городке. Свои врачебные обязанности исполняет плохо, больше читает книги и пьёт пиво с Михаилом Аверьяновичем.
А болото всё засасывает. И эта механическая и пошлая жизнь показана пустыми диалогами за столом об устрицах (реминисценция), видеорядом с закусками на столе, танцем заводных человечков, повторяющих заученные фразы.
Не спасает ни заграничное путешествие, ни тяжёлая дружба Михаила Аверьяновича. Рагин скучает и всё больше погружается в себя. В чём же его болезнь? Почему он окажется в сумасшедшем доме? Он сам ответит:
«Уважаемый, не верьте! — зашептал он, прикладывая руку к сердцу. — Не верьте им! Это обман! Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший. Болезни нет никакой, а просто я попал в заколдованный круг, из которого нет выхода. Мне всё равно, я на всё готов».
Иван Громов, обитатель палаты номер 6, блистательно сыгран Иваном Шевченко.
Потусторонняя жизнь больницы показана оригинальным приёмом: видеоряд, отражающий игру актёра. Больничная кровать находится в зале. А он будет говорить о тайных мыслях самого Рагина, о будущем:
«Таким господам, как вы и ваш помощник Никита, нет никакого дела до будущего, но можете быть уверены, милостивый государь, настанут лучшие времена! Пусть я выражаюсь пошло, смейтесь, но воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и — на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся. Приветствую их от всей души и радуюсь, радуюсь за них! Вперед! Помогай вам бог, друзья!»
Кстати, в спектакле совсем нет грубой силы – Никиты. Никто никого не бьёт. Весь конфликт – внутренний. Просто жизнь так устроена: сегодня ты сидишь в сумасшедшем доме, завтра я.
А ещё Рагин услышит обличение своей философии не от здравомыслящих Хоботова и Михаила Аверьяновича, а именно от больного Громова:
«Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этою палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь... Нет, сударь, это не философия, не мышление, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная одурь... Да! — опять рассердился Иван Дмитрич. — Страдания презираете, а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!»
И Рагин заорёт позже, попав за железную дверь палаты №6, но будет уже поздно. Сонная одурь сделает своё дело, и трясина поглотит свою жертву, ряска затянется.
В чеховской повести женским персонажам почти совсем нет места: есть условная кухарка Дарьюшка, есть гражданская жена Хоботова, называемая кухаркой, с которой он ссорится. Этот мотив непонимания показан диалогом не слышащих друг друга людей, но обнимающихся. Этой женщине в спектакле даны слова Анны Сергеевны из другого произведения – «Дамы с собачкой».
«Мой муж, быть может, честный, хороший человек, но ведь он лакей!»
Но её драма не развёрнута, да и Хоботов не тянет на Дмитрия, просто иллюстрирует чужую жизнь, которую проживает каждый в этом спектакле.
Костюмы и декорации просты и условны, не претендуют на историчность: почему у Михаила Аверьяновича современные часы на руке, а Громов одет не в больничную форму и халат, а в широкий свитер – не так важно. Драма вынесена за пределы своего времени – и спецэффекты это подчёркивают. Например, на видео несущийся тоннель – ход времени; крупным планом лицо Рагина – то смеющееся, то плачущее.
В последнее время я смотрела спектакли с молодёжным составом. Это энергично и эмоционально, но есть одно НО. Людей в возрасте, по моему убеждению, надо играть всё же пожившим и много думавшим и пережившим актёрам. В этом смысле попадание в роль Рагина у народного артиста России Владимира Матвеева превосходное. Это живая мысль, глубокое чувство и сомнение, без лишних спецэффектов.
Нет в спектакле мотива позднего пробуждения совести – режиссёр обошёлся без этого. Ведь Рагин осознал уже в палате, что ничего не делал для облегчения страданий больных:
«Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят».
Спектакль на самом деле о метафизике страдания и неизбежности краха личности в таком мире. В этом смысле он безысходный. У Чехова ведь тоже всё завершается смертью главного героя от апоплексического удара на следующий день после попадания в палату. У Чехова звучит ещё сильно мотив возмездия за эгоизм, в спектакле он приглушен.
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут, спектакль идет с одним антрактом. Режиссёр и художник - Евгения Богинская.
Браво!