СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- В чем главная ошибка предпринимателя?
- Секретная формула
- Сколько раз ты ошибся на этой неделе?
- Мне должен только я
- Слышать тоже нужно уметь
- А есть ли что-то большее, чем доллар?
- Полезные материалы для предпринимателей
Каждая компания и бизнес рано или поздно сталкивается с остановкой роста. Нет, это не значит, что она работает себе в убыток или переживает кризис. Бывают ситуации, где компания достигает своего максимума и дальше не может сдвинуться с мёртвой точки.
Эта тема актуальна не только для бизнеса в России, но и по всему миру. Большинство руководителей не задумывается о том, что привело к такому результату и как пройти этот этап и позволить своей компании развиваться в верном русле.
О том, как справиться с таким кризисом, как пройти этап «застоя» мне рассказала Анна Стирина. Мы провели с ней плодотворную беседу, где она рассказала про 5 ключевых положений, которые мешают бизнесу развиваться. Полное интервью вы можете посмотреть в моем Телеграмм канале, а тут будет представлена выжимка из фактов и секретов Анны.
Анна Стирина – профессиональный коуч, дипломированный специалист, рекрутер с многолетним опытом работы и преподаватель в Академии трекеров в университете Skillbox.
В чем главная ошибка предпринимателя?
Проблематика роста бизнеса – феномен комплексного характера. Каждая компания на своем пути может встречать большое число проблем и препятствии. Нередко происходит ситуация, когда у компании все складывается неплохо, рост, продажи, новые клиенты и на этом все. Стоп.
Все метрики упираются в определённый потолок, который никак не могут «пробить». В чем причина? Их может быть много:
- Неграмотная стратеги: от маркетинговой до финансовой;
- Неправильное распределение бюджетов;
- Ситуация на рынке;
- Неопытные сотрудники;
- Неопытные руководители отделов и команд.
И удивительно то, что владельцы бизнеса ищут проблему в себе в последнюю очередь. Перебирая множество вариантов, переставляя сотрудников с должности на должность, меняя коллективы и стратегии у них ничего не выходит. И вся проблема кроется в них самих.
Как показывает практика и статистика, именно проблемы с личностным ростом руководителя мешают росту бизнеса. И бизнес является его отражением, как зеркало.
Это приводит к тому, что предприниматели, не желая искать причину застоя проекта в себе, со временем закрывают свое дело из-за того, что финансовая ситуация становится все хуже. Можно ли это предотвратить? Можно. Как? При помощи 5 шагов, которые следует пройти предпринимателю, сформировав в себе определённые личностные качества и формат бизнес мышления.
Секретная формула
С чего все начинается? С обычного «хочу». Да, с желания. Именно оно и мотивирует людей на какие-то поступки и действия: хочу кофе, хочу получить знания, хочу развиваться, чего-то достичь.
Отсюда мы можем сделать вывод: «хочу = делаю». Рабочее правило, которое встречается повсеместно. Мы слышим его, даем себе обещания, но… через время становится немного лень что-то делать, куда-то идти. И бизнес таких вещей не прощает.
Для того, чтобы формула «хочу = делаю» начала работать, нужно научиться правильно формулировать цели для себя, в первую очередь. После того, как будет сформирована итоговая цель, тогда и действовать будет проще. Как это сделать? Существует 4 главные шага, которые необходимо пройти предпринимателю, чтобы перейти непосредственно от «хочу» к «делаю». Вот они:
Шаг 1. Замечаю проблему здесь и сейчас. Да, даже увидеть проблему в бизнесе не всегда просто и для кого-то это требует немалых усилий.
Шаг 2. Вижу влияние проблемы на меня и бизнес. После того, как предприниматель начинает замечать проблему, он может смириться с ней и продолжить жить дальше. Чтобы этого не допустить, нужно увидеть, как она влияет на него и на его окружение: от его личного состояния и самочувствия, до того, как эта пробелам влияет на коллектив, финансовое состояние его компании, его семью, коллег и друзей. Это станет хорошим мотиватором к действию.
Шаг 3. Я верю в то, что проблему можно решить. После того, как проблема замечена и принята, ее влияние выявлено должно наступить принятие того, что проблема решаема. Если проблема в сотрудниках – поможет коуч или тренер, если в логистике – поможет актуальный софт и программы для учёта товаров и так далее. Для каждого типа проблемы есть множество актуальных инструментов, как цифровых, так и человеческих.
Шаг 4. Я верю в то, что я это могу решить. Принятие и осознание того, что вы способны решить проблемы – последний шажок к «делаю». Вернёмся к проблеме логистики предприятия. Вы, как специалист понимаете, что есть инструменты для ее решения. Вам лишь остается достать их, приобрести, нанять специалиста в компанию и решить ее.
Пройдя все эти 4 стадии, этапа вы сможете начать действовать. Первое действие после длительного застоя бизнеса будет самым сложным, ведь вы будете сомневаться, переживать, бояться сделать ошибку, бояться провала. Но после того, как первое действие будет выполнено, одна из проблем будет решена – будет проще и легче принимать решения, выявлять ошибки и исправлять их.
Сколько раз ты ошибся на этой неделе?
Мы упомянули такую вещь, как страх ошибок. Ошибка. – это плохо или нет? В школе, садике, университете нам всегда занижали балы, ругали за низкие оценки и ошибки. Каждая ошибка ребенка, в большинстве случаев, приводила к наказаниям или неодобрению со стороны старшего поколения или насмешкам окружающих.
Этот феномен с детства закладывает в людях страх ошибаться, пробовать что-то новое, рисковать и решаться на то, что другие делать бояться. Пробовать, ошибаться и снова пробовать до тех пор, пока не получится – вот, что характерно для людей с предпринимательским мышлением.
Готовность совершать ошибки и учиться на своих ошибках – одно из главных качеств, которые отличают успешного предпринимателя.
Мне должен только я
Запомните для себя одну простую вещь: вам никто ничего не должен.
Нет, это не значит, что вы должны перестать верить людям и коллегам, своим командам и персоналу, нет. Это история про рост и чувство ответственности за свой продукт. Ваш бизнес – ваше детище и вы несете полную ответственность за его рост и развитие, как и за себя.
Вы решили его построить, значит вам нужен его рост, вам нужно улучшение рабочих процессов, вам нужен рост капитализации и выход на международные рынки. Коллектив, инвесторы, контракты – лишь инструмент для достижения поставленных целей.
Есть простое упражнение, которое поможет вам начать осознавать вашу ответственность и роль ваших действий или бездействия.
Выпишите все события, которые вас порадовали за последний год и то, что вас расстроило (все, что касается успехов компании).
Когда вы подготовите список, то напишите напротив каждого из пунктов напишите, то, как вы повлияли на то, чтобы это событие произошло и то, как оно повлияло на вас.
Слышать тоже нужно уметь
Часто ли вы слушаете свое окружение? Часто ли вы прислушиваетесь к мнению сотрудников? Часто ли прислушиваетесь к инвесторам? А будете ли слушать, когда ваша компания разрастется до корпорации? Будете слушать свой совет директоров?
На все эти вопросы у каждого предпринимателя будут разные ответы. А у всех успешных предпринимателей будет один ответ – да.
Почему? Когда компания растет, вы, как директор будете становиться дальше от своих подчиненных. Нет, не в плане того, что вы зазнаетесь, просто, будут филиалы, офисы, множество отделов, команд и общаться вы будете уже с менеджерами и лидами на совещаниях. И вашей задачей будет услышать то, что вам будут доносить ваши подчиненные.
Это может касаться, как жалоб, так и положительных аспектов работы компании. Вы не должны игнорировать их недовольство и конструктивные предложения, если на то есть причины. Вы, как руководитель должны видеть реальное положение вещей внутри своего бизнеса, а не просто «красивую картинку».
Классическая ошибка большинства компаний, которые строятся по каким-то устаревшим моделям, где главное – создать красивую картинку для начальника, а все остальное неважно. Много ли из них встречаются на обложках Forbes? Times? Вот именно. Успешные лидеры всегда слышат своих подчиненных, прислушиваются и устраняют проблемы, ведь им важен результат, важно то, чтобы компания функционировала, как исправный механизм.
А есть ли что-то больше, чем доллар?
Как часто вы хватались за первую попавшуюся возможность? Ведь были у вас такие времена, где вы хватались за проекты, пусть и не самые выгодные для вас, но проекты. С одной стороны, все хорошо, вы рады и довольны, что есть проект, есть работа, есть клиенты. А давайте отмотаем время назад и вспомним, что было у вас в тот момент в голове? Возник ли вопрос «А еще? А будет больше?».
Как часто вы стараетесь получить от подвернувшейся возможности максимум? Ищите ли вы потенциал или довольствуетесь тем что есть? Это очень важный момент. Тому подтверждением стал один социальный эксперимент:
Людей из разных социальных слоев (от рабочего до предпринимателя) посадили в комнату и раздали газеты, и попросили подождать. На страницах газет были размещены купоны с объявлением о том, что человек выигрывает определённую сумму денег от 1 доллара и до 100. Чем дальше люди листали, тем большую сумму они могли получить.
И результаты были удивительные. Чем успешнее был человек, тем большую сумму он получал в итоге. Знаете, почему? Потому, что все успешные люди выжимают из ситуации максимум возможностей, даже из выигрышной ситуации они стараются получить еще больше, оценить все возможные варианты, поискать возможности и пути, но получить больше. А теперь ответьте, хватит ли вам 1 доллара или будете листать газету до конца?
Полезные материалы для предпринимателей
Анна, как коуч и наставник с многолетним опытом поделилась списком литературы, которая помогла уже не одному предпринимателю сформировать свои цели, поработать над собой и начать развивать свои проекты в верном русле.
- Марша Рейнолдс "Coach the person"
- Killburg "Executive Coaching"
- Тимоти Голви "Работа как внутренняя игра"
- Джон Уитмор "Коучинг"
- Майлз Дауни "Эффективный коучинг".
- Марина Мелия "Бизнес это психология".
Книги популярны и зарекомендовали себя, как полезный инструмент в сфере развития своего бизнеса.
Мой многолетний опыт показывает, что предпринимателям, которые долгое время находились на этапе «застоя» бизнеса довольно сложно представить его потенциал и увидеть его будущее, а тем более построить стратегию его развития на несколько лет вперед.
Как мы и говорили, все начинается с «хочу» и я помогу вам найти то самое желание, которое смотивирует вас, помогу простроить стратегию развития бизнеса и сформировать видение вашего продукта на 5-10 лет вперед. Записаться ко мне на консультацию можно, как на сайте, так и в Телеграм канале.