Ориентальные запахи и ориентальные легенды —таков «восточный» след в истории парфюмерии.
Без восточных ингредиентов не обходятся сегодня ни одни духи. Нероли, пачули, ладан, сандал, бадьян, мир ра и даже вполне европейский жасмин —добрая половина цветов, смол, деревьев, которыми (точнее, искусственны ми заменителями которых) сегодня пользуются парфюме ры, пришла с Востока. Но собственно ориентальные — это теплые, насыщенные запахи, где преобладают амбра, мускус, пряности. То есть вещества, чьи пахучие свойства были открыты на Востоке, тысячелетиями там использо вались, оттуда же попали в Европу и, как дань прошлому, сохранили свои названия.
Восток —это Другой. Тот, кто живет по иным законам, у кого иная система ценнос тей, на кого не распространяется власть Европы. Чужак.
Восточное и западное отношение к запахам заметно различаются. Для чувственного Востока, не привыкшего хладнокровно делить мир на составные части, запах —та кой же щедрый божественный дар, как цвет, звук, вкус. Предельно рационалистичный, протестантский Запад Нового времени боялся плоти. Возможно, сильнее всего это выражалось в отрицании запаха. К началу XX века вся Европа испытывала влияние викторианских ценностей. В парфюмерии это выражалось в том, что все духи с жи вотными нотами, напоминающие запах человеческого тела, были запрещены. Мускус считался «дьявольским» ароматом соблазна и греха. Приличны были туалетные воды на лаванде, розмарине и фиалке —женщины должны были напоминать эти цветы. Но даже эти едва заметные духи можно было наносить лишь на перчатку, туфельку,зонтик или носовой платок. И никогда —на кожу. Аромат юной девушки был прекрасен. Но, утратив невинность, она навсегда оказывалась испорчена запахом плоти. Даже в постели мужчины избегали вдыхать естественный запах женского тела. Считалось, что это «отнимает силы». Должны были появиться Фрейд, Бодлер, Бердслей, чтобы чувства начали восстанавливать в правах.
Чем же были запахи на Востоке?
Запах был символом преодоления. Его способность проникать сквозь закрытые двери обретала символиче ский смысл пересечения границы, перехода в новое со стояние, поэтому ароматы сопровождали ритуалы рожде ния и смерти, свадьбы и посвящения в воины.
Способность благовоний приближать человека к Богу, которую приписывали им древние, безусловно, свя зана с их галлюциногенными свойствами. «Запахи позво ляют Великому Бессмертному спускаться на землю», — утверждали китайские даосы, знакомые с гашишем. Бла говония, которыми окуривали индийские храмы, облада ли выраженным седативным действием. Египтяне счита ли первым живым существом, появившимся на земле, голубую водяную лилию. Ее бутон раскрывается на рассве те, а в полдень складывает лепестки и уходит под воду, чтобы появиться наутро. Этот цветок стал для египтян символом вечного возвращения. На фресках можно увидеть изображения собравшейся на празднество знати с лилиями в руках. Когда ритуал вдыхания аромата лилии завершался, цветок погружали в вино, чтобы пригото вить напиток, рождающий чувство покоя. Как показали современные исследования, нектар лилии содержал легкий галлюциноген.
Запахи были священны. Но люди Востока знали и об их способности будить чувственность. Мусульман ожидал рай, где прекрасные женщины с пахнущими мускусом те лами готовы исполнить любое желание правоверных. Будущих наложниц ассирийских царей тщательно готовили к первому посещению владыки. Полгода их омывали в ваннах, ароматизированных миррой, полгода —лабданумом. Куртизанок при китайском дворе кормили едой, в которую добавляли мускус. Считалось, что тогда во вре мя любовных игр их разгоряченные тела покроются кап лями —нет, не пота, а чистого парфюма. Индийская «Камасутра» и арабский «Цветущий сад» давали подробные наставления, как с помощью ароматов «разжечь огонь любви». «Поцелуй» и «запах» в ряде восточных языков обозначались одним и тем же словом.