Найти тему

Восток дело тонкое

Ориентальные запахи и ориентальные легенды —та­ков «восточный» след в истории парфюмерии.

Помандер для хранения твердых духов
Помандер для хранения твердых духов

Без восточных ингредиентов не обходятся сегодня ни одни духи. Нероли, пачули, ладан, сандал, бадьян, мир­ ра и даже вполне европейский жасмин —добрая половина цветов, смол, деревьев, которыми (точнее, искусственны­ ми заменителями которых) сегодня пользуются парфюме­ ры, пришла с Востока. Но собственно ориентальные — это теплые, насыщенные запахи, где преобладают амбра, мускус, пряности. То есть вещества, чьи пахучие свойства были открыты на Востоке, тысячелетиями там использо­ вались, оттуда же попали в Европу и, как дань прошлому, сохранили свои названия.

Белый мускус
Белый мускус

Восток —это Другой. Тот, кто живет по иным законам, у кого иная система ценнос­ тей, на кого не распространяется власть Европы. Чужак.

Восточное и западное отношение к запахам заметно различаются. Для чувственного Востока, не привыкшего хладнокровно делить мир на составные части, запах —та­ кой же щедрый божественный дар, как цвет, звук, вкус. Предельно рационалистичный, протестантский Запад Нового времени боялся плоти. Возможно, сильнее всего это выражалось в отрицании запаха. К началу XX века вся Европа испытывала влияние викторианских ценностей. В парфюмерии это выражалось в том, что все духи с жи­ вотными нотами, напоминающие запах человеческого тела, были запрещены. Мускус считался «дьявольским» ароматом соблазна и греха. Приличны были туалетные воды на лаванде, розмарине и фиалке —женщины должны были напоминать эти цветы. Но даже эти едва заметные духи можно было наносить лишь на перчатку, туфельку,зонтик или носовой платок. И никогда —на кожу. Аромат юной девушки был прекрасен. Но, утратив невинность, она навсегда оказывалась испорчена запахом плоти. Даже в постели мужчины избегали вдыхать естественный запах женского тела. Считалось, что это «отнимает силы». Должны были появиться Фрейд, Бодлер, Бердслей, чтобы чувства начали восстанавливать в правах.

Чем же были запахи на Востоке?

Запах был символом преодоления. Его способность проникать сквозь закрытые двери обретала символиче­ ский смысл пересечения границы, перехода в новое со­ стояние, поэтому ароматы сопровождали ритуалы рожде­ ния и смерти, свадьбы и посвящения в воины.

Способность благовоний приближать человека к Богу, которую приписывали им древние, безусловно, свя­ зана с их галлюциногенными свойствами. «Запахи позво­ ляют Великому Бессмертному спускаться на землю», — утверждали китайские даосы, знакомые с гашишем. Бла­ говония, которыми окуривали индийские храмы, облада­ ли выраженным седативным действием. Египтяне счита­ ли первым живым существом, появившимся на земле, голубую водяную лилию. Ее бутон раскрывается на рассве­ те, а в полдень складывает лепестки и уходит под воду, чтобы появиться наутро. Этот цветок стал для египтян символом вечного возвращения. На фресках можно увидеть изображения собравшейся на празднество знати с лилиями в руках. Когда ритуал вдыхания аромата лилии завершался, цветок погружали в вино, чтобы пригото­ вить напиток, рождающий чувство покоя. Как показали современные исследования, нектар лилии содержал легкий галлюциноген.

Запахи были священны. Но люди Востока знали и об их способности будить чувственность. Мусульман ожидал рай, где прекрасные женщины с пахнущими мускусом те­ лами готовы исполнить любое желание правоверных. Бу­дущих наложниц ассирийских царей тщательно готовили к первому посещению владыки. Полгода их омывали в ваннах, ароматизированных миррой, полгода —лабданумом. Куртизанок при китайском дворе кормили едой, в которую добавляли мускус. Считалось, что тогда во вре­ мя любовных игр их разгоряченные тела покроются кап­ лями —нет, не пота, а чистого парфюма. Индийская «Камасутра» и арабский «Цветущий сад» давали подробные наставления, как с помощью ароматов «разжечь огонь любви». «Поцелуй» и «запах» в ряде восточных языков обозначались одним и тем же словом.

Индийская камасутра
Индийская камасутра