Продолжаем рассказывать нашим подписчикам о важных событиях из истории Екатеринбурга. И сегодня мы поговорим об электрификации города. В апреле 1885 года владелец электротехнической мастерской Иван Антонович Василевский получил разрешение от Городской Думы на установку локомобиля в ограде Первого городского театра (ныне - кинотеатр «Колизей») для освещения зрительного зала во время спектакля. Электролампочки озарили зал и сцену театра в конце апреля, но ненадолго, так как мощности одной динамо-машины было недостаточно. Поэтому сначала освещались только сцена и зал театра, и только позже – территория улицы вблизи здания, на перекрестке Главного и Вознесенского проспектов.
Тогда это было в новинку. Вот, что писали об этом городские газеты: «Проходя по одним улицам города, можно легко попасть в канаву благодаря господствующей здесь темноте. Но едва ступишь на Театральную улицу – тебя обольет ярким светом электричества, превращающим непроглядную ночь в ясный день».
Вдохновленный успехом с фонарями у театра, Иван Василевский задумал по тем временам небывалое — энтузиаст предложил проект электрического освещения всего Екатеринбурга. Он пытался доказать, что использовать силу тока более выгодно, чем керосин, но этот технический прорыв пришелся не ко времени и проект отклонили. Впрочем, фонари вернулись спустя четыре года — в 1891-м. Однако появились не в центре, а на окраине — на заводской площади Верх-Исетского завода.
Впрочем, первая электростанция в Екатеринбурге, которая положила начало электрификации города, была построена уже в 1895 г. на средства купца А. Елтышева и инженера Н. Панфилова. Приход эры электричества с восторгом отразил в своих записках молодой тогда Павел Бажов: «На перекрестках больших улиц теперь качались круглые дуговые фонари, которые давали большое светлое пятно из колеблющихся почему-то концентрических кругов. Это было не столько освещение, сколько маяк, но все же это был заметный шаг вперед против прежних керосиновых фонарей».