Мы в четверг с Катюшей ехали на машине по дворовой территории. Возвращались после подготовки к школе. Я за рулём, дочка рядом.
Катя едет и подробно отвечает на мой вопрос: "Что было на занятиях?"
Говорит:
- Мне было сложно сегодня, мы изучали букву "Ж", а я ж невыпавшая.
"Невыпавшая" - это она не выспалась. "Невыспавшаяся" - слишком сложное пока для нас слово.
Я смеюсь над "невыпавшей". Звучит как "не выпала".
Во вторник была другая версия: "Меня, говорит, что-то так размотало!"
И где подбирает она такие словечки?
Я так не говорю. И муж не говорит.
"Размотало")))
Брат над ней вечно подкалывает, так она его зовёт "Приколыш". А она сама - тот ещё "приколыш".
Впереди на тротуаре я увидела девушку на костылях. Она довольно уверенно и быстро шла вперед: сначала костыли переставляла, потом подтягивала ноги, снова костыли, затем ноги. На спине у нее еще рюкзачок, вероятно, тяжелый, плюс холодно, ветер дует и волосы на глаза задувает, а она и поправить не может: руки заняты костылями.
Бывают разные ситуации.
Иногда очевидно, что человеку нужна помощь, а иногда - нет.
Надо ли лезть со своим причинением добра во втором случае?
Как я часто шучу: не всем бабушкам нужно на другую сторону, не надо всех хватать под руки и волочь туда.
Девушка не выглядит человеком в беде, надо просто проехать мимо.
Но на дороге - гололёд. А она - на костылях.
А вдруг - не дай Бог - упадёт? А вдруг ей далеко? И почему бы, в конце концов, и не предложить помощь? Нет так нет. А вдруг да?
В таких случаях я спасаю. Не девушку, а своего внутреннегго спасателя, который просто охренеет, если я мимо проеду.
Когда наша машина поравнялась с девушкой, я притормозила, опустила окно и кричу, чуть наклонившись в ее сторону:
- Извините, девушка, на улице так холодно и скользко. Может, мы вас подвезём? Куда скажете. А то тревожно...
И тут она поворачивается, горестно так вздыхает, и говорит басом:
- Спасибо. Я почти пришёл. И я - парень.
Ох. Ну, прокол. Чччёрт.
Сзади было не очевидно, что он парень, даже наоборот, волосы по плечи сбили меня с толку. А ещё вероятно, мы не первые влезли с помощью, а ему важно самому дойти, и мы, постоянно тормозящие рядом с ним "спасатели" на авто, уже не радуем его, а напрягаем.
Ну, я так прочла его тон, а я - неплохой рентген.
- Извините, - насколько возможно искренне пробормотала я и закрыла окно. И поехала дальше.
Катя не поняла ситуацию и громко уточнила:
- А мы сейчас хорошие?
Вопрос сложный, Кать. Скажем так, мы пытались ими быть. Но не получилось. Получилось наоборот.
Еду дальше и думаю: "То есть это урок, и в следующий раз лучше проехать мимо?
А если в следующий раз человеку как раз нужна будет помощь?"
Я как-то смотрела фильм.
Там новая школьная учительница по рисованию дала задание детям в классе.
- Вот карандаш. Назовите его какое-то качество/характеристику и передайте другому.
Дети стали говорить и передавать:
- Деревянный..
- Простой..
- Новый..
- С надписью...
Когда карандаш дошел до хулигана с последней парты, он сломал карандаш и сказал:
- Слишком мягкий.
И упражнение закончилось.
- Зачем ты это сделал? - с горечью спросила учительница.
- Просто так, - пожал он плечами.
Он сделал это, потому что может.
Может сломать.
Я подумала, что раз "потому что могу" - достаточная причина, чтобы делать зло, то она достаточная и чтобы делать добро. Независимо от результата.
Потому что иногда человек на вид обычный, а внутри он - выпавший. Выпавший из списка тех, у кого всё в порядке. Но признать это и попросить помощи пока не готов. Потому что его размотало. И не понять это никак визуально. Зато если помочь, его опять намотает на свой стержень, и он вернется в список тех, у кого всё под контролем.
Философский вопрос, конечно, с этой помощью.
В том же фильме этой учительнице, идеализирующей этот мир и пытающейся привить вечные ценности тем, кто... ну, не готов и не в запросе, и вообще хочет пива, а не искусства, выговаривают:
- Ты хочешь вытянуть их из этого дерьма?
Проблема в том, что они не считает это дерьмом. Каждому - своё. Понимаешь? Каждому своё. И не надо вторгаться в их жизнь. Всколыхнете там такое...
А фильм на самом деле удручающий. Не смотрите. Называется "Простой карандаш".
Я случайно посмотрела, по рекомендации, потом две ночи не могла заснуть.
Все мы карандаши. И все разные.
Кто-то деревянный. Кто-то простой. Кто-то сломанный. Кто-то не сломленный. Кто-то мягкий. Кто-то твёрдый.
Но я думаю вот что...
Можешь научить рисовать - научи. Кто хочет, схватит твою мысль и научится. А иногда он научится , но не рисованию, а чему-то другому.
Неравнодушию твоему, например. Непокорности. Вере в то, что даже самый обречённый мир, надо менять к лучшему.
Пока и потому что можем.
Никто не хороший, Кать, все разные.
Но мы учимся, Кать. Все учимся.
И ты учись.
Что там с буквой "Ж"?
На фото - объявление. Очень жизненное.