или о умирающей деревне.
в голове есть некоторый сумбур, от того что и как хочется написать. с одной стороны одна из деревень о которой я ниже буду рассказывать и о которой пойдет речь - по сути моя малая родина, где я проводил все каникулы, а еще и допом иногда ездили туда просто на выходные. С другой это просто такой детальный и длинный рассказ о ПВД по малой Родине…
меня среди прочего сильно зацепило видео https://youtu.be/fYwXsIJSqhs. у меня в целом тоже есть много материала, но нету коптера, чтобы снять сверху для наглядности. поэтому я пока еще подобное не смонтировал, но попробую рассказать всякое интересное как оно было детально ниже по тексту. а свой видосик мы потом как нибудь сделаем…
YouTube26:28
Итак, я давно вынашивал мысль посетить родные места. но не просто туда скататься, потому как стабильно там бываю 2-3 раза в год проездом. осталось очень яркое впечатление от маршрута детства. обычно раньше выглядело как!? с утра часика в 4 подъем, чай, топаем на вокзал (что то смутно помню уже далекое детство, но вроде бы даже без завтрака, ибо нефиг) пешком. помню, как отец говорил, что мигающие желтым светофоры говорят, что чутка опаздываем на поезд, надо бы быстрее топать. так вот приходим на вокзал, дальше поезд до Орла. тут правда сразу вспоминаю старые плацкартные вагоны у которых дуло со всех щелей, пыльные и жесткие полки, грязнючие матрасы. Ездили как правило зайцем, папа договаривался. билеты купить не всегда получалось. что удивительно, иногда бывало как то так что билетов вроде как нет, а в вагонах места есть. кстати, ближе к концу нулевых маршрут чуть видоизменился. вместо поезда который шел примерно 2 часа, стали кататься на электричке которая шла почти 4 часа… промерзшая насквозь, от Курска топили 1 вагон, ближе к Орлу, когда набирался народ, начинали топить и остальные. нет туалета. катание в электричке было сродни небольшой пытке. спать невозможно, за окном темно. книгу взять с собой напряжно было - потому что назад надо тащить на себе еду из деревни. ну и я читать тогда не особо любил. впрочем писать сочинения тогда я не любил еще больше. по приезду в Орел переходим на другую сторону вокзала, садимся в пригородный поезд едем до станции Залегощь, от туда автобус до Новосиля(пока дедушка мог, встречал на машине), оттуда автобус до деревни.
и вот фишка в том, что я сейчас уже во взрослой жизни бываю либо на машине, что не так ярко в плане впечатлений от поездки, либо на велосипеде. с велосипедом были проблемы в плане логистики. поездов, которые бы приезжали во Мценск (самая ближняя станция где останавливаются поезда) утром в удобное время - нет, так как станция достаточно близко к москве. то есть по сути либо приезжаем сразу после обеда и назад тем же днем около 7 вечера. в общем не удобно. на шоссике норм в целом, но надо крутить. и не особо смотреть по сторонам. мне же давно хотелось максимально повторить маршрут из детства, к тому же у меня и с Залегощем связаны некоторые приятные воспоминания. поэтому план родился сам собой и выглядел следующим образом. в пятницу, стартуем пораньше с работы, на ласточке до Орла, там ночуем в гостинице, потом утренним поездом до Залегощи, оттуда весь день педалим через все памятные места в сторону Мценска, откуда ласточкой назад в столицу. (на ласточку надо бы еще постараться успеть…)
В путь!
в дороге у нас сендвичи, которые продаются в ласточке и орешки, которые были куплены с собой в КБ вместе с парой красенького. кстати, не устаю поражаться тому на сколько продуманный велоспорт. ведь в стандартную велобутылочку входит ровненько бутылочка красненького. поэтому не вызывая не малейших подозрений ни у проводников ни у соседей, с музыкой «Кино» в наушниках, молча поглядывая в окно на усыпающую осеннюю природу двинулись в путь.
Собственно Орел встретил приятной осенней прохладой, легким запахом дыма горящей листвы и наступающей сонливостью. забавно, но спускаясь в переход вспомнил сразу детство… в переходе под платформами не изменилось практически ничего. решетки и плитка все те же… да и в целом в здании вокзала конечно появилось дыхание новых технологий, но в основном все по старому…
Сделав несколько фото на привокзальной площади покатилось по городу в сторону поиска гостишки.
Гостишка нашлась без проблем. вышло небольшое недопонимание, которое достаточно быстро уладили. сначала было предложено оставить велосипед в предбаннике гостиницы, но мы быстро договорились что велосипед игрушка не простая и опасности не представляет для администратора, поэтому скрутив педали, чтобы не мешали, поставили за ресепшеном. когда искал гостишку, в целом обратил внимание, что вариантов не много (искал по яндекс картам), но забавно было увидеть тех, с кем ехал в ласточке. гостишка уютна, чиста. завтрак с утра бодрит. рядом оказалась набережная, поэтому отказаться от прогулки ночью никак нельзя было…
утром, после завтрака, маршрут был уже в сторону вокзала. заранее встав и перекусив покатилось по бодрящей утренней свежести просто отлично. за бортом всего +3 жары.
собственно купив билеты (хтя про велосипед никто ничего и не спросил в итоге) вышел на платформу.
Был приятно удивлен. в 90е, в деревню под каким нибудь локомотивом ходили ставили обычные старые плацкартные вагоны. иногда, почему то, данный состав таскал маневровый тепловоз, от чего при трогании все что было на полках - летело вниз. еще помню, чв этот поезд сесть было очень тяжело, потому как вагоны были битком набиты дачниками, которые везли соответствующие грузы - кто инвентарь, кто рассаду, а кто и перегной в мешках… в нулевые вместо всего этого, с развитием маршруток и пригородных автобусов, а так же по сути с тем что дачи становились все меньше кому либо нужны, пассажиропоток стал значительно падать и пустили дизельпоезда АЧ-2. сейчас вместо них просто как летающие тарелки какие то чудесные новые дизель поезда (модель не помню, фотку не сделал…), но помимо нового и уютного салона, там теперь еще и биотуалеты… маршрут поезда по сути тот же самый как и был в 90е. разница только лишь в том, что раньше этот маршрут занимал 2 с чем то часа, то теперь от силы полтора. но как и раньше в Благодатном стоянка чуть подольше, надо пропустить встречные товарняки, так как дорога сама по себе однопутка…
после того как тронулись, начал подсаживаться народ. все те же дачники, пару охотников, которые имели в планах сегодня походить по рощам в поисках зайчика или лисички и просто те кто ехал на малую родину на выходные…
да, кстати, вспомнил, почему даже когда стояли прилично в тех же Лужках никогда не выходили из состава. жопа встала - место потеряла.
когда поехали дальше… на память делал фотки станций. время как будто замерло здесь где то на границе 80-90х годов… все что изменилось - местами обновили таблички, да покрасили заборы в цвета РЖД… окна маленьких станций наглухо заколочены
залегощенский лес все так же прекрасен. помню, как то раз, в 90е. проезжая эти места, открыли дверь в тамбуре на улицу и высовывались посмотреть как искриться снег и бьет морозный ветер в лицо… не бло тогда гоупро…
долгожданный Залегощь. где то в середине нулевых первый путь разобрали. убрали стрелки на входе и на выходе, теперь поезда не сбавляют ход проходя по станции… так же добавилась остановка типа автобусной.
само здание вокзала цело и стоит практически в первозданном виде. строили его, на сколько помню, вместе с тем, как открывалось движение и строился сам городок. здание монументальное. сейчас закрыто, но вообще там были большие залы ожидания, своя котельная (труба стоит, но не уверен что еще работает как надо). особо впечатляет, еще пока целая, лестница которая шла на спуск от здания вокзала…
мне же особо памятен примерно этот ракурс. там, под березой, краснел за оградой дедушкин запорожец цвета рубин. обычно потом была радостная погрузка и провожающие завистливые взгляды тех кто шел на автовокзал там же рядом. автовокзал правда громко сказано. это по сути вагончик где отмечаются водители автобусов, продаются билеты и все. сейчас он остался таким же каким и был в 90е.. нулевые и по сутии в 10е… ничего не изменилось.
нитка маршрута. без деталей заездов по дворам и весям.
Дальше по сути дорога в Новосиль. что сказать? с годами она лучше не стала. вся в грязи - возят свеклу и кукурузу. в общем остатки урожая, часто ходит сельхозтехника. Перед Новосилем село Заречье. теперь русских там встретить - диковинка. некогда это было считай частью Новосиля. там рядом шестобитный завод, но это отдельная история.
итак Новосиль.
городок, который всего на 8 лет младше Москвы.
заехал посмотреть больницу.
на сколько я знаю, на волне оптимизаций от больницы осталось одно название. что то перенесли в Залегощь, что то в Мценск. лично у меня с больницей связан один казус. как то раз на каникулах у меня в носу оказалась в пазухе пуговица. дедушка быстро снарядил экспедицию (по другому не назвать) в Новосиль. зима, мотоцикл с люлькой. весело и интересно. приехали, я ее еще не вдохнул и не подавился. суровый товарищ хирург сказал, что случай категорически тяжелый и пошел за самым большим ножом и пилой - будут резать. потом когда пришел, легонько пером пощекотал мне нос, я чихнул, пуговица вылетела… врач, с сожалением, покачал головой и сказал, что операция на сегодня отменяется… покатили все домой.
время тут так же замерло…
разве что стоит очень красивый ДК.
помню, как где то в конце нулевых как то в интернете увидел фото, которое на некоторое стало сильно форситься про «ленина головастика» у кинотеатра.
потом, когда этот памятник стал популярен, голову переделали и сейчас все выглядит как надо… там же в настоящее время Пятерка.
телеграф все так же стоит. в 80е и до середины 90х там был универмаг. знаю, что именно в нем был куплен мне мой первый, да и второй тоже, а так же доставшийся в наследство третий, велосипед… когда мне это казалось центром необъятной вселенной.
на Коммунаров все по сути так же как и было. разве что, что то безвозвратно закрылось и все. а так рыночная площадь еще цела. когда-то я тут промышлял торговлей вишей, куриными яйцами… да всем что можно было вырастить\собрать и продать. я тогда не знал, что такое инфляция и не понимал, как так работая все лето, к осени, скопленных денег едва хватало на тетради…
СПТУ и автовокзал все так же стоят… чуть изменился автовокзал… помню как в 90е утром в Орел автобусы шли с интервалом в минут 30-40… как суетился народ и бойко кипела жизнь…
еще если в торговый день у меня дела складывались особо успешно, то пораньше освободившись можно было у СПТУ поймать попутку в родные места…
на повороте на Ефремов стоял раньше пост ГАИ. еще в 90е его кажется закрыли.
но не все так грустно, как может показаться. на выезде из городка появилась обновленная МТС - материально техническая служба, как я понимаю, и огромный элеватор. правда, чего не стало навсегда, так это аэропорта. да, в 80е, тут был аэропорт. я там ни разу не был и не вы курсе, был ли это чисто агротехнический аэропорт или же там были и местные рейсы. у нас в деревне тоже был аэропорт, но вроде как его использовали для того, чтобы поливать всякими пестицидами и гербицидами. но это не точно. я не помню, чтобы он работал…
Дорога в родную деревню… до поворота на Мценск да и в целом даже дальше до развилки в Прудах еще дорога, а дальше начинается направление...
не знаю, какая там была дорога изначально, но большак отсыпали где то в середине-конце 80. я даже помню эту бесконечную вереницу из куч щебенки и песка. собственно на этом все. потом, на сколько я знаю была «попытка» отремонтировать дорогу в середине 00х, но кончилась она почти ничем. суть в том, что на полностью разбитый большак, где ямы были по колено и шириной чуть ли не в половину дороги решили просто положить полосу асфальта. даже не во всю ширину как была (на этой не хитрой манипуляции полагаю кто то не плохо заработал), а дай бог полоса для 1 автомобиля. в общем… эта дорога не просто не выстояла… ее местами просто смыло.
сразу после ремонта
сейчас там асфальта просто нет. это подъем в Прудах..
https://yandex.ru/maps/-/CCUGEKHydA вот тут стоит памятник молодому водителю камаза. суть в том, что парнишка прогулял всю ночь, а под утро помчал на работу. не вошел в поворот и все. там было омного всяких слухов еще на тему этой аварии… но лично меня огорчило то, что прям на 30 метров дальше у следующих кустов свежесмятые кусты, деревья и куча свеклы. такое впечатление, будто тут была недавно такая же авария...
если ехать дальше то картина не меняется. я ездил здесь и на шоссе и на мтб. на шоссе конечно с одной стороны хорошо - трафика нет, с другой - ямы, выщербины, щебенка - не забалуешь. Париж-Рубе после этого не выглядит уже суровой гонкой…
зимой, правда, дорога может выглядеть вот так
по пути в родную деревню, будут еще пара сел - Хохлы и Варваринка. В Хохлах еще жизнь теплится. Варваринка - вымерла. все разъехались или умерли…
собственно территория нашего колхоза начинается еще до Хохлов. помню, как тут сельчане часто тырили колхозную свеклу или картоху. скотину чем то кормить надо было…
немого подробнее про деревню. далее пойдет по сути чуть больше комментариев к тому видео, в начале, про вымирающую деревню.
итак, если въезжать со стороны Новосиля, то слева будет некогда примечательный поселок, который местные звали БАМ.
история у этого поселка была особенная. суть в том, что товарищ Горбачев, посетив богомерзскую америку был очарован и влюбился в «одноэтажную америку». поэтому, по приезду, была дана команда срочно «догнать и перегнать», точнее построить хоть что то подобное и похожее, но местное. итогом стал проект такого поселка (катаясь потом по стране я видел подобные проекты построенные, разной степени успешности и постройки и эксплуатации). по сути что из себя представлял проект - однотипные дома двухсемейки, котельная, баня, магазин, пекарня… Раз есть котельная - то центральное отопление и горячая вода с канализацией. бетонные дороги по поселку, а вокргу в лучшем случае плохой асфальт или грунт… как гласит старая народная мудрость «гладко было на бумаге, да попали на овраги…» итак, что же могло пойти не так в этой стройной картине мира!? собственно сам поселок и правда построили достаточно быстро и даже заселили, но близилась зима, а котельную (https://yandex.ru/maps/-/CCUGEReK3C) по каким то причинам не запустили. или даже не достроили на сколько я помню. как это часто бывает в нашей стране, совершенно неожиданно пришла зима и холода, а отопления и горячей воды нет. в домах же печки спроектированы не были. поэтому граждане начали быстро выдумывать печки и отопление подомовое кто во что горазд - от буржуек до вполне капитальных печек. Котельную в итоге так и не запустили, потому что по итогу зимы коммуникации были разморожены и уже никому не нужны. магазинчик или кафе функционировало до конца 90х начала 00х - либо как столовая для механизаторов, либо как деревенский клуб, где были дискотеки, либо как магазинчик. мне он нравился особенно последним - там был холодильник и в деревню завозили мороженное. тут можно сделать еще ремарку, что это пытался организовать один из председателей колхоза, которому потом за махинации вроде выписали отпуск в места не столь отдаленные. собственно сейчас часть домов откровенно брошена и зарастает. медленно разбираются оставшимися соседями…
если поехать в глубь деревни, то перед поворотом на село (тоже умершее теперь), прям радом слева находился молокозавод (https://yandex.ru/maps/-/CCUGERU9pC). или маслозавод. он точно функционировал до начала 90х, может даже до середины… я помню как по утрам можно было проснуться от того, что по деревне задорно тарахтят трактора с прицепами, в которых гремят бидоны - свозят молоко на переработку. честно, не помню, что именно производил завод и какого качества, но помню, что можно было разжиться для телят бесплатной, а может просто относительно дешевой «прогонкой». Экономика, беспощадная ты, похоронила и завод. с одной стороны в конце 80х реально было порядка 1200 голов скота только в нашем колхозе. с учетом того, что в соседних колхозах так же было большое поголовье - куда уходило то что делал завод и по какой цене - загадка. но с точки зрения экономики точно можно отметить тот факт, что тогда в целом не было машин уровня сегодняшней газели. Возить фляги молока тракторами или 131 ЗИЛом не особо выгодно должно быть. и, как это часто бывает в нашей стране, граждане так же усиленно прикладывали руку к экономической эффективности завода. у граждан была возможность так же сдавать молоко в этот завод за какие то копейки. точно не знаю, то ли типа разрешили таким образом подобие предпринимательской деятельности, то ли пла н был по сбору «молока с граждан», но фишка была в том, что все кому не лень разбавляли потом это молоко водой. в бумажки по отчетности естественно на всех уровнях писались левые циферки по жирности. вот и получалось что завод вроде получал очень много очень хорошего сырья, но процент товара хорошего качества как то не сходился с ожиданиями. в общем после того как заводик прикрылся молоко все дружно стали возить в Новосиль. а это без малого только 25км в одну сторону. о экономической эффективности новой модели можно только догадываться. собственно за 90е колхозное стадо медленно сошло на нет и осталось только в соседнем колхозе.
здание сельсовета еще стоит. почта формально тоже стоит, но закрыта - не могут никого найти на работу.
За деревней была база МТО (https://yandex.ru/maps/-/CCUGERuXOC)… что сказать за нее. сейчас там нет вообще ничего. просто ничего. пустырь. в конце 80х, туда по плану навезли всякой разной сельхоз техники, которая ввиду своей некондиции стояла и ржавела под открытым небом до середины нулевых. потом кто то умный таки всю сразу сдал на металолом. другого применения она не подразумевала. там же прям рядом стояло наверное полтра десятка комбайнов Колос и Нива. их медленно разбирали на ЗЧ. но, в колхоз, их и так пригнали не работающими… для нас же малолеток - это были аттракционы где можно было полазить летом... была еще кузница и цех с козловым краном они функционировали, но сейчас все разобрано под чистую. разобрали где то в конце нулевых, начале десятых… вывезли топливные цистерны, в общем все вывезли…
еще на видео речь идет про Клуб.
https://yandex.ru/maps/-/CCUGEVA4GD
вообще это изначально было новое здание «Правления». да, там же был и клуб и кино(!). точно помню как в конце 80х начале 90х еще привозили и крутили кино, интеллигентно одетые сельчане с радостью шли провести свободное время и пообщаться. даже пару раз приезжала самодеятельность. концерты и музыка.
дом Тети Вали Долговой, которая в начале видео рассказывает о деревне
Для меня тетя Валя по своему легендарная личность. с учетом специфики ее работы могла составлять 4х и более этажные конструкции словоформ, от которых прекращалась любая нелегитимная деятельность любого персонажа в радиусе досягаемости. могла всыпать крапивы, чтобы сильно не баловались и так же она бесконечно добрый и отзывчивый человек. ее муж - Иван Николаевич - был пожалуй одним из самых лучших инженеров, которых я встречал в жизни. у него всегда был большой набор своей сельхозтехники, которую он сам лично восстановил из ничего. К сожалению, его нет с нами уже более 10 лет…
наш дом напротив… там живут, внутри сделали некоторые перепланировки, но в целом все хозяйство с 1980 стоит неизменным.
Магазин, о котором шла речь в фильме. https://yandex.ru/maps/-/CCUGEVBipA в 90е там работала Тетя Галя Козлова - жила там же рядом через дорогу. вообще вся площадь перед правлением и магазином в 90 была считай асфальтом, в том плане что там и травинка не могла вырасти. сейчас там уже не просто бурьян, а кустарник. в лучшие годы в магазине товара было почти как сейчас в пятерке небольшой. было все. сейчас с годами я понимаю, что среди прочего, тогда не было пальмового масла и прочей химии. тогда в магазине было на развес шоколадное масло. никогда больше в жизни я не ел такого вкусного шоколадного масла… когда тетя Галя ушла на пенсию, в разные годы там пытался кто то работать, но ввиду того что это бессмысленно в плане ЗП и накладных расходов, магазин закрыт, да. но, правда, удивительно, что пока целы стекла. пару раз этот магазин обкрадывали в 90е. уносили тушенку и водку, грабителей быстро находили по горячим следам…
неприметный пятачок у дома https://yandex.ru/maps/-/CCUGECTS9C это была автобусная остановка. в нее в конце 90х въехала ночью пьяная компания на камазе. в остановке в это время сидели ребята так же веселились. чудом, никто не погиб… потом остановку разобрали. остался просто пятачок асфальта…
Здание старого правления. https://yandex.ru/maps/-/CCUGEVhbTC
я правда не застал когда там именно правление было. но помню, что в 90 это здание использовали для тех кто приехал убирать урожай рабочих, а позже как общежитие для комбайнеров. в конце 90х, когда в РФ появилась зарубежная сельхозтехника была видна колоссальная разница в эффективности и надежности этой техники. по сути, кажется это был 98 или 99 год, я первый раз увидел Доминаторы. приехало 5 или 6 комбаинов, машины сопровождения и всякое такое. так вот они убрали весь урожай всего колхоза тогда за неделю или полторы.. особо отметилось того чистота самого зерна - его не надо было сортировать. по сути на току его перегружали в камазы и отправляли или в хранилища на току или на продажу сразу. сеялки и прочее уже не нужны были вообще…
еще пара мест которые стоит отметить. https://yandex.ru/maps/-/CCUGEVhbTC телятники. точнее остов того, что просто не смогли увезти. кирпич весь разобран. остались только балки, которые невозможно увезти... https://yandex.ru/maps/-/CCUGEZrIDC Свинарник, который каким то чудом уцелел и выглядит так, как будто закрыли его полгода назад… конечно, технологически, он не чета тому, что строят сейчас, но еще в десятых тут кто то из фермеров растил свиней. https://yandex.ru/maps/-/CCUGEZrIDC на видео там етсь рассказ про ангар. да, это был ангар для сельхозтехники. по замыслу там должны были хранить зимой технику либо обслуживать. но так сложилось что сам по себе ангар был очень маленький и по сути там ничего не хранилось. да и технику те же грузовики как правило использовали как свои. там же рядом в поле была какое то время лесопилка. но ее не успели достроить как тут же сами и разобрали. через дорогу к домам овощехранилище. его еще какое то время и как то использовали - там реально хранили картоху. мы даже как то на каникулах призывались ее перебирать. весовая что за хранилищем, о котором ведущей видео не может понять что это - разобрана. остался остов сортировки…
немного моего видео с комментариями из 2021 года…
https://vk.com/video548189914_456239293
3:30
После родной деревни был заезд в Селезнево и кладбище за ним. про Селезнево могу сказать, что там в 10х разобрали полностью до остова здание правления. Небольшую церковку, которую построили на рубеже 90х и 00х еще не разобрали. Клуб, она же библиотека, пока стоят. есть продуктовый магазин, принимают карты! кстати, в Хворостянку вместо магазина теперь ходит автолавка 2 раза в неделю из Залегощи. вообще если говорить за инфраструктуру в целом и вообще изменения, то на примере моей деревни. централизована была холодная вода. ну как централизована, была водокачка, от которой кинули трубы по деревне и поставили колонки. в дом граждане воду заводили сами. канализации не было, бани тоже были редкость. пытались делать ванны дома, но в любом случае все это было очень не очень. топили печи дровами и углем. газ в деревню завели совсем недавно. в 90е водокачка бывало промерзала(иногда от того, что особо одаренные личности среза провода на цветмет) и воду развозили бочкой или топили сами из снега на печи, чтобы скотину напоить да самим поесть... общественный транспорт вроде бы ходит 2 раза в неделю. четверг и воскресенье, когда в Новосиле базарный день...
по дороге назад, на повороте на «Старые Кирики» несколько лет назад открыли памятник
Справедливости ради стоит сказать, что новый технологический уклад и рост эффективности труда обрекли большую часть этих деревень. уже не нужно было просто столько людей, лошадей и плугов - потому как появился трактор и комбайн… и наверное еще отмечу Шеино. в деревне была школа, ее построил офицер вернувшийся с русско-японской войны. в 90е эту школу разобрали…
перемычка дороги от поворота на старые кириков до поворота на корсаково в целом вполне сносного качества. самое основное тут починили в 21м году. в 20м без мата там ехать на машине было нельзя..
собственно когда выезжаем на корсаковскую трассу можно просто ехать и наслаждаться видами и полями. правда и тут есть одна хитрость. когда едешь и видишь вокруг богатство полей, вроде как уходит некоторая тоска по прошлому и видишь что работа кипит. но это не совсем так. например те фермеры что у нас сеют поля, сеют только те, к которым легко проехать. то есть все что дальше 5-6 км от большака -не сеют. поля зарастают. и есть еще один интересный схематоз с землей. как то раздавали паи земли, но раздавали как то так хитро, что землю давали в поле, без межевания. то есть есть поле, формально оно принадлежит частным лицам - но кому какой кусок никто не знает. этим пользуются фермеры, так как межевать никто не собирается, они сеют эти поля, получают прибыль, а налоги за землю платят простые люди так, как будто ничего не происходит. хочется верить, что за это фермеры хотя бы зерном благодарят селян.
ну а дальше что? а дальше педалинг до мценска, столовая на покушать и мысли о том, куда ехать дальше...