Найти тему
Ирина Минкина

Про деда Ивана

В одном из своих недавних текстов (если точнее, в тексте «Когда можно быть добрым») я мельком упомянула моего деда Ивана, который был мобилизован сразу же после 22.06.1941го. По-моему, 24-го числа. Причём упомянула я его не столько для разговора о нём самом, сколько в контексте его писем относительно того, что оружия лично у них не хватало (с его слов, одна винтовка на двоих).

И вот один из комментариев к тексту был следующим (цитирую):

Хотелось бы увидеть фото писем деда Ивана и полную информацию (Ф.И.О, место жительства, откуда был призван).

Я не знаю, в чём был главный посыл данного комментария. Впечатление сложилось такое, будто бы автор поставил под сомнение мои слова. Вполне допускаю это. Во всяком случае, не льщу себя мыслью о том, что кого-то настолько глубоко интересует история моей семьи.

Однако я не прочь рассказать (и аргументировать, насколько это возможно) историю моего Ивана. Вернее, Ванечки, как я его называю для себя. Потому что слово «дед» никак не вяжется с мальчиком, погибшим в 20 лет.

-2

Минкин Иван Федорович был старшим братом моего деда. Тоже моим дедом. Он родился в 1921 году, даты рождения теперь не узнать, есть только год. В деревне это и не запоминали. Говорили просто: мол, родился на святки; или: родилась на святую Катерину. У меня и у прадеда с прабабкой - родителей Вани - нет даты рождения. Просто год и месяц, так на памятнике на кладбище и выбито.

-3

Иван Федорович был, по рассказам дедушкиной сестры Александры Федоровны, добрым и очень мягким человеком. Хорошо учился в школе, потом пошел в педагогическое училище, учился на педагога начальных классов (что по меркам деревни - редкость редкая для мужчины). Безумно любил своих маленьких братьев и сестер. В 1941 году, за два месяца до начала войны, окончил училище. Успел поработать всего два месяца в качестве практиканта. С первой зарплаты купил малышам - братьям и сестрам - огромный арбуз. Они все - из тех братьев и сестер, которых застала я, - почему-то очень часто вспоминали этот арбуз.

-4

После начала войны вместе с отцом, Федором Авдеевичем, Ваня ушел на фронт. Воевали в разных местах. Дед Федор воевал подо Ржевом, где в январе 1942 года был тяжело ранен и возвращен домой за негодностью к дальнейшей службе (ампутировали части обеих ступней), а Ваню направили куда-то на западные границы Родины. Точно никто не знает, но в семье всегда искали его впоследствии в Калининградской области.

-5

Датой выбытия числится 10.1941 г. Место выбытия - неизвестно. Где он погиб - неизвестно. Основание выбытия - пропал без вести. Предполагаю, что Ваня успел только доехать куда-то, где в первых боях и был убит. Звание - рядовой, стрелок. Красноармеец. Документ, на основании которого Ваня был признан погибшим, - заявление отца от 1946 года, уже после войны, когда наша страна начала уточнять, анализировать, суммировать и вообще осознавать масштаб потерь.

Все, что я рассказала, документально подтверждено. В текст я добавила скрины с официальных государственных сайтов, где суммирована информация о воинах Великой Отечественной. Информацию о Ване добавили и в раздел памяти о героях в музее ВОВ парка «Патриот». Этим летом мы с детьми были там, правнуки с гордостью фотографировались с Ваниной карточкой в поисковой выдаче музея.

А вот с письмами вышел «прокол». Фотографий писем у меня нет. Мне их зачитывала Ванина сестра, когда я была ещё маленькая. Всего у нее хранилось два его письма (их и было всего два). После смерти сестры все её вещи, включая эти письма, перешли к моей троюродной родне. Где письма сейчас (и у них ли), я не знаю. Жизнь нас развела по разным частям нашей огромной Родины.

В целом, история Вани - она типичная, таких историй в 1941м году были - увы - миллионы. Поколение мальчиков, которым суждено было умереть страшной смертью в расцвете лет, не узнав этой жизни. У которых нет ни даты смерти, ни места, где они нашли свой последний приют. Россия - вот их вечное место, их вечная дата. Родина. Родная земля.

И опять же, не устану повторять: те, кто надрывно кричит о том, что наш президент 24.02.2022го сделал что-то неправильно, не так, НЕХОРОШО, - перечитайте несколько раз историю моего Вани. И примерьте эту историю на миллионы русских людей, включая ваших детей и самих себя. А потом - если достанет сил и совести - продолжайте кричать о том, что что-то было сделано не так год назад…