В последнее время мы не раз писали о ирано - китайских отношениях, уделяя значительное внимание тому факту, что они разительно контрастируют с российско - иранскими отношениями. В том плане, что Китай в отличие от России не упускает времени выстраивая союзнический ряд, встраивая в свою картину стратегической стабильности страны, которые даже враждебны друг другу, например Иран и Саудовскую Аравию. Руководствуются китайцы исключительно меркантильными интересами. А именно Китай старается заполучить ресурсную базу практически со всего мира, диверсифицируя и ранжируя поставщиков ресурсов.
Недавний визит президента Ирана Ибрагима Раиси в Китай был должным образом оценен китайской "Глобал Таймс", которая является внешним фасадом в китайских СМИ, пишущая в основном "на экспорт". И вот, что пишет данное издание относительно политики Ирана.
"Переход от политики балансирования и неприсоединения к построению союзов с не-западными мировыми державами, имеющими похожие на иранские политические структуры, например Россия и Китай"
Иран является крупнейшим партнёром для Китая. Иран экспортировал в Китай на $ 12,6 млрд, а китайцы продают на иранский рынок товаров на сумму $ 12,7 млрд.
В декабре 2022 года между Ираном и Китаем был заключён договор о всеобъемлющем сотрудничестве сроком на 25 лет.
Одним из самых насущных вопросов в области китайско - иранских отношений является Ислам. Вопрос с уйгурской автономией и правами уйгуров является серьезным препятствием для выстраивание отношений Китая не только с Ираном но и с другими мусульманскими странами. Китай в целом подозрительно относится к авраамическим религия опираясь на свои традиционные ценности и на коммунистическую идеологию. Но пока данные вопрос не является препятствием для развития двусторонних отношений.
В условиях "войны коридоров" Иран является важным партнёром Китая по военно - стратегическому сдерживанию США и по выдавливанию этой страны из региона. Сегодняшний конфликт в Палестине отчасти является реализацией плана Китая по недопущению создания транспортных коридоров на Ближний Восток из Индии при участии США,
Назвать отношения Ирана и Китая симбиотическими нельзя. Иран важный поставщик дешёвых углеводородов в Китай, но это не означает, что он незаменим. А вот в геополитическом плане Иран будет играть в свою имперскую игру, наравне с Россией и Турцией, потому рассматривать Иран, как некий придаток Китая абсолютно не правильно.
Говорить о том, что все политические силы в Иране поддерживают союз с Китаем было бы не правильно, поскольку Иран это исламская страна стоящая на анти - империалистических позициях, а Иран серьезно пострадал от империализма в 19 веке. Китай в данном случае рассматривается, лишь как один из векторов силы нового империализма.
В объятия Китая Иран толкнул Трамп. Администрация Байдена проводит более гибкую позицию и постепенно размораживает активы Ирана в надежде получить противовес ОПЕК+ в которой Россия и Саудовская Аравия фактически регулируют цены на нефть. Потому отношения Ирана с Китаем могут одномоментно измениться.