Подход Александра III к Европе, его мудрость в политических делах внутри страны и за рубежом - так характеризуют российского императора Александра III в Европе. В мировую историю он вошел как "мирный царь". Александр III считал, что каждый живущий в России обязан уважать русский народ, потому что страна принадлежит русским.
Это вызывало уважение, потому что во время правления Александра III, с 1881 по 1894 год, Российская империя не принимала участия ни в одной крупной войне. Император пытался устранить конфликты дипломатическими средствами, не считаясь с мнением Европы или кого-либо еще, он действовал исключительно в интересах России. Царь утверждал, что Россия не должна искать союзников, не должна вмешиваться в то, что делает Европа, и не должна давать Европе повода вмешиваться в российские дела. У России нет друзей, они боятся нашего величия. У нас есть только два верных союзника в мире: наша армия и флот.
Все остальные при первой же возможности ополчатся против нас. - Слова этого человека никогда не расходились с его действиями. Монарх прилагал огромные усилия для укрепления армии и защиты страны. Он старался сделать так, чтобы никто не мог вторгнуться в пределы Российской империи. Сильная и хорошо построенная армия, стоящая на пороге современного военного развития, но не для агрессивных целей, а только для защиты целостности и национальной составляющей России, несомненно, необходима нашей Родине. Александр не хотел признавать условия Парижского мира 1855 года. В соответствии с коалицией держав Европы, унизившей Российскую империю, нашему государству было запрещено иметь собственный флот на Черном море.
Однако царь приказал спустить на воду русские военные корабли в Севастополе, и Европа хранила молчание. Кроме того, русский флот получил самые современные по этим меркам корабли для обороны морских границ. Много изменений произошло в это время и в жизни армии. Исчезла помпезность, которую генералы любили еще со времен Отечественной войны 1812 года. Исчезли регулярные парады, их заменили регулярные маневры, за которыми царь следил лично. Солдатская форма стала более практичной и удобной, а оружие - более разнообразным. Именно в это время на вооружение поступила винтовка Мосина - трехлинейная винтовка, которая хорошо послужила русским солдатам в Первой и Второй мировых войнах. Офицеров стало больше, их численность увеличилась на 2 000 человек, но и требований и правил к военной подготовке стало больше. Невмешательство в дела других государств давало императору право строго защищать суверенитет своей страны. Он не допускал, чтобы Россия была покорена. Например, через год после восшествия на престол Александр II преподал урок афганцам. Афганцы и англичане собирались войти на территорию Российской империи и намеревались оторвать от нее кусок. Царь решил изгнать их и преподать им урок. Британский посол в Санкт-Петербурге пришел к Александру III, чтобы выразить протест и потребовать извинений, император написал в депеше посла: Мы этого делать не будем, с ними не о чем говорить. После инцидента начальник пограничного отряда, выгнавшего афганцев, был награжден орденом Святого Георгия. Тогда позиция Александра стала предельно ясной: да, был период, когда Россия вмешалась в балканские проблемы, потом снова разгорелся конфликт с Австро-Венгрией - об этом есть интересная история.
Однажды в Зимнем дворце был дан обед, на котором присутствовали кайзер, первые леди и послы других стран. Австрийский дипломат начал обсуждать балканскую проблему в довольно высокомерной манере, предположив, что Австрия может мобилизовать 2-3 корпуса. Кайзер спокойно ел свой ужин и, казалось, не замечал резкости посла. Затем он поднял вилку, покрутил ею педаль и бросил ее через стол прямо на тарелку разъяренного посла. И равнодушно сказал: "Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя лодками". Александр III, который был заядлым рыболовом и любил проводить вечера вне дома, никогда не упускал такой возможности. Однажды он отвлекся от государственных дел и решил провести несколько дней на рыбалке на Карпином озере в Гатчине. Там водились отличные карпы. Однако его расслабляющий отдых прервал министр иностранных дел, который спешил на встречу с европейским послом.
Тогда Александр III сказал: когда русский царь едет на рыбалку, Европа может подождать. Эта фраза впоследствии стала клише. Возможно, это очень неловкий ответ, но если вспомнить, как много работал монарх на благо своего государства, просиживая днями в Гатчинском дворце над государственными документами, читая доклады министров и послов, изучая европейскую политику и интриги, то становится понятно, почему он ответил именно так. Именно тогда Александр III решил сделать Россию значимой для себя и своего государства. Это всегда единственно правильная позиция для нашей страны. И ему это удалось. По словам Витуса, захватив власть в стране в самый неблагоприятный политический момент, император сумел значительно поднять международный престиж империи, не пролив ни одной капли крови русского солдата. Однако в это время монарх все еще не мог оставаться полностью равнодушным к европейским делам. Он был вынужден заключить союз с Турцией, чтобы избежать новой войны на Балканах. Дело в том, что Болгария, недавно освобожденная русскими, начала проводить весьма опрометчивую политику.
И это не понравилось другим. Кайзер также заключил договор о сотрудничестве с Францией. Этот союз предотвратил конфликт между французами и немцами. Фактически Александру удалось отсрочить Первую мировую войну на 20 лет. Французы чрезвычайно благодарны царю России и в его честь построили мост имени Александра III, который и сегодня радует глаз парижан и туристов. Однако царь не питал дружеских чувств к европейским странам. Он думал только о благополучии России и ее народа, и это было все, что имело для него значение. Александр спал не более четырех часов за ночь, посвящая все свое время управлению страной. В его мемуарах есть следующие строки об удивительной эффективности этого императора не только в отношениях с царской семьей, но и среди знатных людей: Я никогда не встречал у императора Александра III такого чувства уважения к государственному рублю, к государственному центу. Он берег каждую копейку русского народа и государства, как это сделал бы лучший государь, если бы не могучее слово императора Александра III, пресекавшего всякое посягательство на государственную казну. Ни я, ни Градский не могли сдержать всех порывов выбросить на ветер кровь и пот русского народа. К сожалению, этот царь и его жертвы были поняты и признаны не всеми и имели свои ямы. В частности, программа улучшения жизни низших классов, несмотря на многие меры, принятые царем, не дала желаемого результата.
В 1887 году была предпринята попытка покушения на царя, одним из организаторов которой был Александр Ульянов, брат Ленина. Позднее попытка была раскрыта, и все участники заговора понесли суровое наказание. В последующие годы поезд, в котором ехали царь и его семья, взорвался. Император удерживал крышу вагона на своих плечах, пока его жена и дети не вышли из вагона. Начали расследовать случившееся, но безрезультатно - никто не признался, поэтому дело свели к отставке. Вита написала, что причиной аварии стало превышение скорости. Шесть лет спустя, на 50-м году жизни, монарх странным образом умер от пневмонии. Он был в добром здравии и необычайно силен. Когда весть о смерти императора Александра III разнеслась по Европе единым фронтом, как будто это было исполнение высшей воли, одинаково признанной всеми, смерть этого царя потрясла европейцев.
Вся европейская пресса выразила свое почтение и дань уважения у гроба Государя, которого ни один русский народ и все народы Европы не удостоили прекрасным мирным именем. Слова министра иностранных дел Франции Флоренса дошли и до наших дней: Александр III был настоящим русским царем, подобных которому Россия давно не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своей страны, но, движимые желанием передать своему народу культуру Западной Европы, они искали свои идеалы за пределами России. Александр хотел, чтобы Россия была русской, и сам подавал лучшие примеры этого. Он показал врагу России маркизу Солсбери, трижды премьер-министру Великобритании и четырежды министру иностранных дел, истинный русский идеал, написав, что Александр III неоднократно спасал Европу от ужасов войны. На примере его действий правители Европы должны учиться тому, как управлять своими государствами. Таким образом, царь-пацифист мастерски управлял Европой.