Древнеримские легенды, в свое время, приобретали огромную силу. Очень многие верили в то, что они отображают действительность. «Уста истины» – один из примеров. Сегодня это сооружение стало достопримечательностью Рима, получило широкую известность по всему миру, но такое название появилось только в один из периодов средневековья, когда наиболее сильно верили в наказание – утрату руки, если поместить её внутрь огромной плоской маски. Исследователи предполагают, что изначально было другое назначение у этой скульптуры, расскажу подробнее об этом в статье.
Когда появились «уста истины» и что символизировали
Первые упоминания о необычной скульптуре встречаются в разных источниках V-I вв. до н. э. – более точно назвать время происхождения сооружения невозможно. Зато учёные смогли примерно определить его первоначальное назначение.
Версии, которые наиболее близки к реальности:
- элемент декора;
- особое оформление канализационного люка, для этого каменный диск располагался горизонтально в Храме Геркулеса, из-за назначения особо не привлекал внимания окружающих;
- часть фонтана, на каменном изваянии лицо божества реки Тибр или Океануса.
Другое назначение диска «Уста истины» впервые появилось в XI в. – в древнем альманахе путешественников «Mirabilia Urbis Romae». Уже тогда его наделяли магическими свойствами и силой оракулов, считалось, что каменный диск может показать ложность высказываний того, кто к нему приближается.
Легенда подкреплялась мнением современников, к примеру, поэтом Virgilio Grammatico. Он также практиковал магию. Виргилий считал, что перед каменным ликом мужья или жёны могут получить подтверждение неверности, если сомневаются в супруге.
С XVII в. древнее изваяние было перенесено в притвор церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Здесь, по приказу папы Урбана III Барберини, установлено вертикально, вскоре о сооружении узнали во всём мире. Популярность каменное изваяние получило после выхода фильма «Римские каникулы».
Особенности внешнего вида диска:
- диаметр – 1,75 м;
- толщина – 19 см;
- в разных источниках вес варьируется между 1200-1300 кг, более точных данных по этому параметру нет.
Диск изготовлен из павоназского мрамора. По центру вырезано лицо мужчины с бородой и длинными волосами. Вместо рта – отверстие овальной формы. В него необходимо класть руку для проверки правдивости слов. Считалось, что ёе сохранность является гарантией того, что человек не лжёт.
В какой-то момент появилось предположение, будто с другой стороны диска находится палач с топором. Подошедшие часто сами сознавались во лжи, чтобы только не класть внутрь отверстия руку – верили в правдивость легенды.
Проверка супругов на верность
Сказание о камне «уста истины» было отображено и в искусстве – его интерпретация представлена Карнахом на полотне: сохранён лишь смысл древнего детектора лжи, а его функцию выполнял лев с открытой пастью, куда следовало класть руку для проверки правдивости слов. Картина демонстрирует сюжет, который способствовал зарождению легенды. Согласно ей, женщина в присутствии мужа, свидетелей и судей должна положить руку в пасть льва.
Неверная супруга знала, что лишится руки, если выполнит требование проверить сказанные ею слова таким способом, поэтому попросила любовника заранее прийти в одежде шута и приобнять её до того, как рука окажется в пасти льва. Он выполнил всё в точности, как его просили, и план сработал, причём никто не заподозрил подвоха.
Как только супруга, которая проходила проверку на древнем детекторе лжи, сказала перед статуей, что её касался только муж и этот шут, тут же положила руку в пасть льва – она осталась невредимой. Тогда супруг и другие присутствовавшие удостоверились в том, что женщина говорит правду. Никому и в голову не могло прийти, что этот шут и есть её любовник.
Появление картины также способствовало росту популярности каменной маски «уста истины». Сегодня полотно находится в частной коллекции, имеет особую ценность, т. к. это шедевр немецкой живописи эпохи Возрождения.
Благодаря известности римской достопримечательности в разных городах и странах стали появляться подобные изваяния. Они в большей или меньшей степени копировали оригинал, но изготавливались по упрощенной технологии – из искусственных материалов. Это позволило облегчить не только процесс производства, но и транспортировку, а также монтаж.
Несмотря на повсеместное появление копий, туристы до сих пор продолжают приезжать к оригинальной маске, расположенной в церкви Санта-Мария-ин-Космедин.