В 1982 г. в СССР состоялась сенсационная премьера художественного фильма "Душа" с Софией Ротару в главной роли. А режиссером той ленты был Александр Стефанович.
Современному любителю кино это мало о чем скажет. Ну снял там какой-то Стефанович популярную эстрадную исполнительницу, что в этом удивительного.
На советской эстраде 70-80 гг. среди солисток царило двоевластие: Алла Пугачева и София Ротару. Остальные исполнительницы на этот трон не покушались. Надо ли говорить, что отношения между двумя певицами были если не враждебными, то остроконкурентными.
А удивительно то, что Александр Стефанович в то время был в законном браке с Пугачевой, и в это же самое время мог позволить себе снять основную конкурентку своей жены в главной роли.
Еще удивительнее предыстория и история создания этой картины.
Изначально фильм назывался "Рецитал", а сценарий был написан под Пугачеву. Успели отснять несколько сцен. Съездили даже в польский Сопот, где сняли сцены знаменитого музыкального фестиваля.
Но к тому времени между супругами Стефанович – Пугачева уже произошел некий разлад. На производственной площадке он только усугубился, что вылилось в грандиозный скандал, свидетелями чего была вся съемочная группа. По итогу, режиссер, что называется, "психанул" и в тот же день попросил руководство "Мосфильма" убрать свою жену из картины.
Со слов Стефановича, он как бы спонтанно предложил на ее место Софию Ротару. Думается, в этом режиссер несколько слукавил. Сознательно или подсознательно он решил посильнее уязвить супругу. А этого можно было легко добиться, заменив Пугачеву на ее главную конкурентку.
Сценарий пришлось изрядно переработать. Так, например, изначально в картине должна была дебютировать Кристина Орбакайте, сыграв героиню Пугачевой в детстве. С девочкой даже успели отснять сцену.
Поменяли даже название: был "Рецитал", стала "Душа".
Но по понятным причинам София Ротару не согласилась на участие дочери Пугачевой в новой версии фильма. Кристина впервые появилась на киноэкранах лишь пару лет спустя – в "Чучеле" Ролана Быкова.
Зато в ленте приняли участие музыканты группы "Машина времени". Конечно, Андрей Макаревич и Ко к тому времени уже не были подлинным андеграундом. Все же команда выступала иногда на официальных гастролях по стране, пусть и не в лучших залах. Выходили их записи на магнитофонных лентах и гибких пластинках.
В 1975 г. их песня даже попала в кино. Георгий Данелия рискнул использовать их композицию в комедии "Афоня". Правда, сами музыканты тогда на экране не появились, вместо них снималась другая группа. Так что появиться на экране для "Машины времени" в то время была большая удача.
Ну а сам фильм вышел противоречивым. Сказывались и нехватка актерского опыта у исполнительницы главной роли, да и сам режиссер не был большим мастером игрового кино – по большей части он работал в документалистике. К тому же, из-за переработки сценария, съемочная группа оказалась в цейтноте, что не способствовало повышению качества фильма.
Хотя, с коммерческой точки зрения, картина стала довольно успешной. По итогам 1982 г. она заняла 5-е место в отечественном прокате с 33,3 млн. зрителей (безоговорочным победителем тогда стала гайдаевская лента "Спортлото-82" с 55,2 млн. зрителей).
Но при всем уважении к Софии Михайловне, надо понимать, что народ тогда в первую очередь ломился на "Машину времени". Ротару они и так постоянно видели в голубых огоньках - песнях года - утренних почтах.
Так что для современного зрителя "Душа" больше интересна не своим художественным уровнем, а возможностью увидеть молодых музыкантов "Машины времени", посмотреть на интересный симбиоз рок-группы с популярной эстрадной исполнительницей, понаблюдать за актерской игрой Софии Ротару.
Ну а Стефанович с Пугачевой в тот же год благополучно разошлись. После развода они никогда больше не виделись.