Когда заходит речь о победе советского народа над фашистской Германией, непременно говорят о легендарном оружии, разработанном нашими конструкторами, благодаря которому и была одержана эта победа. В первую очередь вспоминают «Катюшу», танк Т-34 и его изобретателя Михаила Кошкина, ЗИС-2 Василия Грабина. В одном ряду с ними стоит Георгий Шпагин и его ППШ.
Георгий Семенович не был наследственным мастером-оружейником. Да и не обучался этому ремеслу специально. По специальности он был столяром. Но как говорится, от судьбы не уйдешь: если наречено стать летчиком, моряком уже не быть. Что-то похожее произошло и со Шпагиным, судьбу которого изменил случай. Однажды парень во время работы получил травму правой руки. Именно это повреждение не позволило продолжить воевать в гренадерском полку, в который Шагин попал после мобилизации в 1916 году. Его местом службы стали оружейные мастерские, где получил свой первый опыт и где проснулся интерес к оружию.
Из армии уволился в 1920 году и устроился на Ковровский пулеметный завод. Здесь состоялся его, если можно так выразиться, дебют. Он самостоятельно сконструировал шаровую установку для танкового пулемета Федорова-Иванова, которую впоследствии применяли для других моделей пулеметов. После этого начинается тесное сотрудничество с Василием Дегтяревым по разработке нового ручного пулемета. Результатом этого тандема стал крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина, поступивший на вооружение в РККА в 1938 г.
Но все же главным творением Георгия Семеновича стал ППШ-41. Пистолет-пулемет быстро снискал любовь среди красноармейцев. Бойцы окрестили его «папашей» и даже распевали частушки:
Я на фронте нашел себе друга
Его просто зовут — ППШ.
Я хожу с ним в метели и вьюги,
И привольно живет с ним душа.
С фронта Шагину часто приходили письма со словами благодарности. А благодарить было за что. Фронтовики вспоминали, как автомат, даже после того, как его засыпало песком или землей, продолжал работать. Был даже случай, когда бойцам довелось несколько дней просидеть в болоте, по горло зайдя в грязь, чтобы остаться незамеченными шныряющими немцами. Но даже после этого ППШ остался верным боевым другом.
С ним наши солдаты прошагали от Москвы до самого Берлина. ППШ с барабанным магазином по праву называют одним из символов Великой Победы.