Сегодня, глядя на сидящую в экипаже даму с высоким-высоким воротником, без (!) пирсинга и татуировок, ни за что не подумаешь, что перед тобой что-то возмутительное. Однако современники картины «Неизвестная» вовсе так не считали. Рассказываю, что не так с этим полотном.
«Неизвестную» Ивана Крамского видели все. Казалось бы, ничего необычного. Одета по моде 1880-х гг., все закрыто, губы не накачаны и даже волосы некрашены. В общем, нам сегодняшним здесь даже и возмутиться нечему. Но вот что насторожило современников.
Неизвестная одета дорого и по последней моде — во все самое лучшее сразу. В высших кругах общества так выглядеть было не принято — носить все самое модное сразу считалось моветоном, да и целом представители «старых денег» склонны выбирать более традиционную одежду (взять, например, британскую королевскую семью — смотрите в этой статье). Все знали: по последнему писку моды одеты обычно кокотки и нувориши, и это правило касалось не только общества в России.
Еще одно важное наблюдение — героиня едет одна, а порядочные женщины, как известно, передвигались только в присутствии мужчины или компаньонки. «Кокотка в коляске!» — писал критик Стасов об этой картине.
Вот почему в изображенной быстро распознали даму полусвета, иными словами содержанку или женщину легкого поведения.
Неудивительно, что чинную публику Петербурга возмутило, что на очередную выставку Крамской «привел» столь неприличную особу. Мало того, что неприличную, так еще и дерзко, с прищуром взирающую на собравшихся — благородных людей благородных кровей.
Впрочем, не все были в ужасе: картина получила и восторженные отзывы знатоков и до сих пор считается одним из шедевров русского искусства.
«Эта вызывающе красивая женщина, окидывающая вас презрительно чувственным взглядом из роскошной коляски, вся в дорогих мехах и бархате, — разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия?..» — писал критик Ковалевский.
Кого конкретно изобразил Крамской, неизвестно. По одной из версий, образ списан с Екатерины Долгорукой, которая долго находилась в статусе любовницы царя Александра II, а затем стала его супругой. Впрочем, это лишь догадки — сам художник не оставил ответа на этот вопрос.
Понравилась статья? Поставьте лайк, чтобы поддержать автора.
Подписывайтесь на канал. Будем обсуждать социальные явления, людей и их поступки.
Читайте также:
- 10 красавцев-мужчин из истории живописи
- GRL PWR XVII века. Художница Артемизия Джентилески
- Что не так с Бекки Шарп?