Найти тему
Smart Babylonia with Olga

Новая постоянная экспозиция Эрмитажа, посвященная письменностям Ближнего Востока: Месопотамия и клинопись

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге в конце прошлого года открылась новая постоянная экспозиция по Древнему Востоку, посвященная памяти ученого и коллекционера Н.П. Лихачева.

Новые залы Эрмитажа памяти Н.П. Лихачева, посвященные Древнеме Востоку.
Новые залы Эрмитажа памяти Н.П. Лихачева, посвященные Древнеме Востоку.

Экспозиция состоит из трех залов - Месопотамии, древнего Египта и коптского периода. Основная тематика - древние письмена: как появилось и как развивалось письмо на Древнем Востоке. Перед входом в зал с клинописными памятниками Месопотамии можно посмотреть отлично сделанный фильм про клинописные документы - как, где и о чем писали клинописью. И дальше вы входите уже в зал с документами. В центре зала витрина в виде зиккурата.

Центральный стенд в виде зиккурата.
Центральный стенд в виде зиккурата.

Напомню, что зиккураты входили в состав храмовых комплексов и представляли собой кирпичные массивы, практически не имеющие внутренних помещений. Главной символической функцией зиккурата было соединение неба и земли.

На витрине-зиккурате лежат разные красивые документы, тщательно отобранные сотрудниками Отдела Востока Эрмитажа (Н.В. Козловой и М.В. Сологубовой).

Закладной гвоздь  тыс. до н.э. с клинописной надписью правителя Лагаша по имени Гудеа, буллы, которыми скреплялись документы.
Закладной гвоздь тыс. до н.э. с клинописной надписью правителя Лагаша по имени Гудеа, буллы, которыми скреплялись документы.

Рядом с закладным гвоздем (так называется по форме предмета) лежат закладные кирпичи разных периодов, по которым можно проследить изменение традиций письма в Месопотамии (схематизация знаков, поворот на 90°) - остроумная идея организаторов экспозиции.

Закладные кирпичи разны периодов с клинописными царскими надписями из Элама.
Закладные кирпичи разны периодов с клинописными царскими надписями из Элама.

Напомню, что закладные документы с надписью правителя, который приказывал постройку здания, закладывались в основание постройки и предназначались для глаз потомков, которые будут реставрировать здание столетия спустя и оценят размах работ великого предшественника.

Клинописные документы разных эпох, жанров и размеров.
Клинописные документы разных эпох, жанров и размеров.

Стенд с печатями и опечатанными документами - некоторые вещи невероятно тонкой работы по камню. И надо понимать, что для того, чтобы получался правильный оттиск надо было выбивать на печати текст и рисунок в зеркальном отражении.

Печати и документы с оттиками печатей. Эрмитаж.
Печати и документы с оттиками печатей. Эрмитаж.

Табличка и ее конверт (текст об обмене имущества):

Клинописный текст из Ларсы, 2 тыс. до н.э. в конверте.
Клинописный текст из Ларсы, 2 тыс. до н.э. в конверте.

Ученические тексты тоже на отдельном стенде. Здесь есть и тексты начинающих писцов - а отдавали детей в школы писцов в 5-7 лет. На круглых табличках ученики писали списки имен, профессий, камней... И если учителю не нравилась работа, он мог ее перечеркнуть или написать исправления на обратной стороне (такие примеры на экспозиции тоже можно увидеть). Среди ученических документов есть математические тексты с вычислением площади геометрических фигур или, например, обратные дроби.

Ученические клинописные документы.
Ученические клинописные документы.

А вот кстати, второй из группы ученических конусов, про которые я недавно писала в связи с выставкой в Пушкинском музее. Погребальный документ без указания имени покойного, который вместо проклятий разрушившему, характерному для месопотамской культуры, посылает благопожелания тому, кто этого не сделает.

Слева конус из Эрмитажа, справа - из Пушкинского музея.
Слева конус из Эрмитажа, справа - из Пушкинского музея.

И некоторые другие подписанные экспонаты: конские доспехи, удила, голова демона Пазузу, отображенная в зеркале (про эту голову кстати очень интересно рассказывает научный сотрудник отдела Востока Мария Сологубова в этом видео).

Демон Пазузу с надписью, конские доспехи (деталь с изображением крылатых божеств около священного дерева) и удила с рисунками и клинописными надписями.
Демон Пазузу с надписью, конские доспехи (деталь с изображением крылатых божеств около священного дерева) и удила с рисунками и клинописными надписями.

Два других зала экспозиции посвящены документам египетским и коптским - тоже очень красиво. Так что при случае сходите посмотреть экспозицию, она теперь будет в музее постоянно.