21 февраля буддисты всего мира отметили наступление Нового 2023 года. В России буддизм, в основном, исповедуют в Бурятии, Тыве, Калмыкии и Астраханской области. Там же сосредоточены главные буддийские храмы.
А вот самым северным буддийским храмом в мире считается Дацан Гунзэчойнэй в Санкт – Петербурге. В переводе с тибетского Гунзэчойнэй означает “источник святого учения Всесотрадающего”. На примере петербургского дацана рассказываем, как устроен буддийский храм.
Агван Доржиев. Тибет и Россия
Несмотря на то, что первые буддисты в Петербурге появились еще при Петре I, буддистская община начала складываться в столице только к концу XIX века. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем.
Главный северный буддистский храм появляется в Петербурге благодаря стараниям Агвана Доржиева. Выходец из Бурятии, Доржиев 12 лет провел в Тибете, стал одним из наставников Далай Ламы XIII и активно выступал за независимость Тибета от Китая.
Доржиев приложил огромные усилия для сближения России и Тибета. Он добился личной аудиенции с императором Николаем II, который согласился оказать помощь Тибету. Благодаря стараниям Доржиева в Тибете появилось русское консульство.
Северная "Шамбала"
Несмотря на все попытки Агвана Доржиева, между Россией и Тибетом так и не установились крепкие связи. После вторжения англичан в Тибет, Доржиеву пришлось покинуть регион. Он перебрался в столицу Российской империи и начал активную деятельность по строительству буддийского храма. Доржиев мечтал превратить Санкт - Петербург в северную Шамбалу.
В течение нескольких лет высокопоставленный монах отправлял письма с многочисленными просьбами о строительстве храма в различные петербургские комитеты. Доржиев проявил невероятную дипломатическую находчивость и выдержку. Наконец, в 1909-м году строительство храма началось. Первое богослужение в новом дацане (бурятское название буддистского храма) состоялось ровно 110 лет назад - 21 февраля 1913 года.
Как устроен дацан
Согласно канону, монастыри возводят в уединенных местах вблизи воды. Место для петербургского дацана было выбрано вдали от города на берегу Большой Невки, в районе Старая Деревня. В начале XX века это была отдаленная северная окраина города.
Традиционно буддийский храм - это комплекс, который окружен глухой стеной. Он должен быть защищен от внешнего мира и от посторонних зрелищ. Вход в комплекс расположен с южной стороны.
Дорога от главных ворот до входа в храм называется “священный путь”.
Четыре колонны у главного входа в храм - четыре благородных истины:
- истина страдания,
- истина причины,
- истина прекращения страдания,
- истина пути.
Над входом в храм располагается колесо учения «дхармачакра» и две газели по обеим сторонам. Это напоминание о первой проповеди Будды, на которую пришли пять его друзей-аскетов и две газели. «Колесо учения» символизирует Восьмеричный путь — восемь наставлений, следуя которым можно достичь совершенства.
Перед храмом посетителей встречают два льва - символы мужского и женского начала. Каждый лев держит во рту шарик, покрутив который по часовой стрелке, можно загадать желание.
Внутренняя структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.
Будда пребывает внутри храма в центральном "золотом" зале. Он окружён дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, подношениями, цветами.
Учение, то есть закон, пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков или книг. Их постоянно читают и толкуют в «зале для чтений».
Общину составляют сами монахи, их ученики, а также прихожане, которые
могут на время поселиться в храме.
Художественное решение
Петербургский дацан уникален не только своим местоположением и историей, но и художественным оформлением. Спроектированный в начале XX века, он является ярким представителем национальной архитектуры модерна. В его создании принимали участие известные зодчие, художники, российские востоковеды и знатоки буддизма.
"Аметистовый храм" - такое поэтичное название получил дацан благодаря своей необычной облицовке, выполненной из карельского красно-фиолетового гранита.
Проектом внутреннего убранства руководил Николай Рерих. По его эскизам выполнены витражи и светильники в главном зале храма.