Найти тему
Michael Wine

Сюр в советской мультипликации, или от чего в детстве у нас взрывались головы

Оглавление

Инопланетяне из далёкого космоса, заводящие дружбы с маленькими девочками, робот-мусорщик на безлюдной планете, слон, летящий на своих ушах. Ну и бред снимает этот Дисней, совсем детям голову задурил, не то что наши советские…

А вот вам и прообраз пирамид хеда, только в этом Сайлент-Хилле, с небес падают снежные хлопья, а не пепел.
А вот вам и прообраз пирамид хеда, только в этом Сайлент-Хилле, с небес падают снежные хлопья, а не пепел.

Стоп, а это что за *****?!?!? Разбираемся в статье с нетривиальным направлением мультипликации в СССР!

Стереотипы.

Почему-то у нашего старшего поколения принято считать, что все современные мультфильмы это лишь сборище абсурда и дичи. Не то что в их время! Все советские мультики по из рассказам были как на подбор: поучающие и нравственные, не дурящие головы детям и сопровождающиеся всегда адекватным видео рядом истории. Но нет, мультфильмы бывают разные, как в Советском Союзе, так и в любых других странах. Многие наверное помнят популярный и одно время вирусный мульт, «Ух ты, говорящая рыба», который выбивался на общем фоне из всего предложенного и демонстрировал настоящий абсурд, выкручивая мозги зрителей наизнанку. Покажи родителям подобный мультфильм и они возопят - «Бред! Это лишь исключение из правил, такого быть не должно!», а я пошепчу им в ответ, - «Нет!».

Целый пласт

Подобный мультик, естественно существует не в единичном экземпляре, была целая серия таких мультипликационных проектов, над которой работала студия «Арменфильм», во главе с гениальным и ныне покойным режиссёром, сценаристом и художником Робертом Саакянцем. Конечно же, бредом и бессмыслицей эти картины никак не являются, что трудно заметить с первого взгляда, однако при детальном анализе всплывает куча скрытых смыслов. Само же наличие подобного рода ответвления стало глотком свежего воздуха для советских мультов и отголоском свободы, так как выбивалось из общей конвы проектов для пионеров и октябрят.

Непривычно видеть подобный психодел на фоне какого нибудь Карлсона.
Непривычно видеть подобный психодел на фоне какого нибудь Карлсона.

Чем выделялось на фоне общей массы ?

Ну в первую очередь, как вы уже могли заметить, визуалом. Отличительной особенностью мультфильмов Саакянца стала буквальная визуализация того, о чем говорят герои. Лучше всего это заметно в уже упомянутом мультфильме «Ух ты, говорящая рыба», когда герой рассказывает мозговыносящую историю антагонисту произведения и тот недоумевает, сцена можно сказать, культовая.

Вот тут, добрый молодец, повествует о том, как перебрался через море на осёдланной им хромой блохе.
Вот тут, добрый молодец, повествует о том, как перебрался через море на осёдланной им хромой блохе.

Также эти шедевры выдаёт и звуковое сопровождение, которое здесь весьма оригинальное, поскольку точно передаёт всю загадочность и психоделичность. Покажите мне первый кадр этих картин, и я тут же скажу, что передо мной мультфильм, созданный Саакянцем.

Уже с этого кадра угадывается рука создателя.
Уже с этого кадра угадывается рука создателя.

Здесь еще и сами герои порой склонны воспринимать слова и речевые обороты буквально, что раскрывается в полной мере в мультфильме «Ишь ты, Масленица». Порой от абсурда пробивает на смех, но и смысл, и поучение естественно присутствуют - это вам не просто юмор. Не чурается режиссер и в не очень фентезийных историях показывать нам сюр, например, уничтожение луны ружейным выстрелом.

Солнце проглотил крокодил, а вот луне досталась судьба еще менее завидная.
Солнце проглотил крокодил, а вот луне досталась судьба еще менее завидная.

Символизм

Он тут сплошь и рядом, прямо-таки сочится на вас через экран из каждого кадра. В мультфильмах запрятана куча разного рода отсылок и, как мы называем их сейчас, пасхалок. Чего стоит обращение злой сущности Ээха в турецкого солдата, когда он угрожает старикам. Возможно при первом просмотре ты и не понимаешь откуда у такого растут ноги, но вспомнив о национальности создателя, все встаёт на свои места.

Отображение в картине национального страха.
Отображение в картине национального страха.

Или же принцесса-рыба из «В синем море, в белой пене». Образ этого персонажа явно отсылает нас к пустоголовым поп-дивам, зацикленных исключительно на себе и являющихся эталоном для массовой аудитории.

В наше время это можно счесть и как отсылку на одинаковых и серых по своей сути инста-красоток.
В наше время это можно счесть и как отсылку на одинаковых и серых по своей сути инста-красоток.

В «Ишь, ты Масленица» автор высмеивает капиталистическое общество, обыгрывая это как налог на снег. Думаю в наших реалиях этот мульт вообще очень актуален, так как раскрывает тему того, как власть все не может понять своих людей и будто бы вообще говорит на разных языках.

Ну да, за народом на четырех ногах не угнаться, только на двух.
Ну да, за народом на четырех ногах не угнаться, только на двух.

Стоит ли ознакомиться сейчас?

Могу ответить вам уверенное да. Если в детстве эти мультфильмы казались непонятыми и моментами могли даже пугать своим жутковатым стилистическим оформлением, то теперь отличительный визуал лишь побуждает к просмотру. Также, вы найдёте многое, что не понимали или не знали, будучи детьми, а теперь увидите полную картину происходящего. Некоторые моменты и вовсе кажутся задуманными для взрослого зрителя, потому как в том же моменте с турецким солдатом, отсылающим нас к геноциду армян, ребёнок вряд-ли увидит параллель, а взрослому она ясна, как день. Злодей предстаёт в образе, наводящем ужас на героев-армян. Уверен, вы найдёте немало моментов, которые своей метафоричностью смогут вас зацепить.

А вот вам лангольер Стивена Кинга.
А вот вам лангольер Стивена Кинга.

Ну и также в этих мультяшных картинах вы сможете проследить, как сильно нужно было порой завуалировать своё искусство в Советском союзе. Это как с Незнайкой, вроде как ориентированные на юного зрителя или читателя истории, несут в себе вполне взрослый посыл, скрываясь за пеленой аллюзий на что-либо.

Подводим итог

Я надеюсь прочтение данной статьи побудит вас к просмотру творчества Роберта Саакянца и вы найдёте для себя что-то новое. Тем более, все мультфильмы короткие, их хронометраж составляет в среднем до десяти минут, это вам не просмотр огромного сериала, время для этого легко найти. Спасибо за прочтение, делитесь своими интересными мультипликационными проектами со скрытым подтекстом из СССР в комментариях и до новых встреч!