Инопланетяне из далёкого космоса, заводящие дружбы с маленькими девочками, робот-мусорщик на безлюдной планете, слон, летящий на своих ушах. Ну и бред снимает этот Дисней, совсем детям голову задурил, не то что наши советские…
Стоп, а это что за *****?!?!? Разбираемся в статье с нетривиальным направлением мультипликации в СССР!
Стереотипы.
Почему-то у нашего старшего поколения принято считать, что все современные мультфильмы это лишь сборище абсурда и дичи. Не то что в их время! Все советские мультики по из рассказам были как на подбор: поучающие и нравственные, не дурящие головы детям и сопровождающиеся всегда адекватным видео рядом истории. Но нет, мультфильмы бывают разные, как в Советском Союзе, так и в любых других странах. Многие наверное помнят популярный и одно время вирусный мульт, «Ух ты, говорящая рыба», который выбивался на общем фоне из всего предложенного и демонстрировал настоящий абсурд, выкручивая мозги зрителей наизнанку. Покажи родителям подобный мультфильм и они возопят - «Бред! Это лишь исключение из правил, такого быть не должно!», а я пошепчу им в ответ, - «Нет!».
Целый пласт
Подобный мультик, естественно существует не в единичном экземпляре, была целая серия таких мультипликационных проектов, над которой работала студия «Арменфильм», во главе с гениальным и ныне покойным режиссёром, сценаристом и художником Робертом Саакянцем. Конечно же, бредом и бессмыслицей эти картины никак не являются, что трудно заметить с первого взгляда, однако при детальном анализе всплывает куча скрытых смыслов. Само же наличие подобного рода ответвления стало глотком свежего воздуха для советских мультов и отголоском свободы, так как выбивалось из общей конвы проектов для пионеров и октябрят.
Чем выделялось на фоне общей массы ?
Ну в первую очередь, как вы уже могли заметить, визуалом. Отличительной особенностью мультфильмов Саакянца стала буквальная визуализация того, о чем говорят герои. Лучше всего это заметно в уже упомянутом мультфильме «Ух ты, говорящая рыба», когда герой рассказывает мозговыносящую историю антагонисту произведения и тот недоумевает, сцена можно сказать, культовая.
Также эти шедевры выдаёт и звуковое сопровождение, которое здесь весьма оригинальное, поскольку точно передаёт всю загадочность и психоделичность. Покажите мне первый кадр этих картин, и я тут же скажу, что передо мной мультфильм, созданный Саакянцем.
Здесь еще и сами герои порой склонны воспринимать слова и речевые обороты буквально, что раскрывается в полной мере в мультфильме «Ишь ты, Масленица». Порой от абсурда пробивает на смех, но и смысл, и поучение естественно присутствуют - это вам не просто юмор. Не чурается режиссер и в не очень фентезийных историях показывать нам сюр, например, уничтожение луны ружейным выстрелом.
Символизм
Он тут сплошь и рядом, прямо-таки сочится на вас через экран из каждого кадра. В мультфильмах запрятана куча разного рода отсылок и, как мы называем их сейчас, пасхалок. Чего стоит обращение злой сущности Ээха в турецкого солдата, когда он угрожает старикам. Возможно при первом просмотре ты и не понимаешь откуда у такого растут ноги, но вспомнив о национальности создателя, все встаёт на свои места.
Или же принцесса-рыба из «В синем море, в белой пене». Образ этого персонажа явно отсылает нас к пустоголовым поп-дивам, зацикленных исключительно на себе и являющихся эталоном для массовой аудитории.
В «Ишь, ты Масленица» автор высмеивает капиталистическое общество, обыгрывая это как налог на снег. Думаю в наших реалиях этот мульт вообще очень актуален, так как раскрывает тему того, как власть все не может понять своих людей и будто бы вообще говорит на разных языках.
Стоит ли ознакомиться сейчас?
Могу ответить вам уверенное да. Если в детстве эти мультфильмы казались непонятыми и моментами могли даже пугать своим жутковатым стилистическим оформлением, то теперь отличительный визуал лишь побуждает к просмотру. Также, вы найдёте многое, что не понимали или не знали, будучи детьми, а теперь увидите полную картину происходящего. Некоторые моменты и вовсе кажутся задуманными для взрослого зрителя, потому как в том же моменте с турецким солдатом, отсылающим нас к геноциду армян, ребёнок вряд-ли увидит параллель, а взрослому она ясна, как день. Злодей предстаёт в образе, наводящем ужас на героев-армян. Уверен, вы найдёте немало моментов, которые своей метафоричностью смогут вас зацепить.
Ну и также в этих мультяшных картинах вы сможете проследить, как сильно нужно было порой завуалировать своё искусство в Советском союзе. Это как с Незнайкой, вроде как ориентированные на юного зрителя или читателя истории, несут в себе вполне взрослый посыл, скрываясь за пеленой аллюзий на что-либо.
Подводим итог
Я надеюсь прочтение данной статьи побудит вас к просмотру творчества Роберта Саакянца и вы найдёте для себя что-то новое. Тем более, все мультфильмы короткие, их хронометраж составляет в среднем до десяти минут, это вам не просмотр огромного сериала, время для этого легко найти. Спасибо за прочтение, делитесь своими интересными мультипликационными проектами со скрытым подтекстом из СССР в комментариях и до новых встреч!