1946
Иван шагал по пыльной сельской дороге сжимая в руках чемодан, на его груди блестели медали, отражаясь в солнечных лучах. Он начинает новую жизнь. Жизнь, в которой он остался совершенно один.
В 1941 году, получив профессию агронома, он стал ждать распределения, но все его мечты и планы разрушились вдребезги 22 июня.
Ваня Савельев жил с отцом, матерью и сестрёнкой в подмосковном городке. Парень был воспитан правильно, в любви к своей Родине и Отчизне. Комсомолец, высокий, спортивный и сильный, он не мог отсиживаться в сторонке и поехал в военный комиссариат один из первых, записавшись добровольцем.
Осенью этого же года, сидя в блиндаже, Ваня читал письмо и рыдал как мальчишка, те кто были рядом с ним, тоже едва себя сдерживали.
В тот день Ваня узнал, что у него нет больше ни отца, ни матери, ни сестрёнки с косичками и смешными веснушками на лице.
Двадцатидвухлетний парень наутро стал седым..
Ярость и чувство мести руководило им в боях. Каждую медаль он посвящал своим близким...
В 1945 году, вернувшись из Берлина, он год жил у своей двоюродной тётушки в Москве, так как ему возвращаться было некуда. Дали ему комнату в коммуналке, но он отказался от нее и попросил направить его в какой-нибудь колхоз для работы по специальности. Он мечтал начать новую жизнь, стать совсем другим...
- Здравствуй, мил человек, а ты кто будешь? В гости, али новый жилец?
Он увидел женщину, которая поднялась с травы у стога сена и направилась к нему.
- Здравствуйте, я ваш новый агроном, Савельев Иван Сергеевич. Где сельсовет, подскажете?
- Сельсовет? А вон, в село как пойдёшь, четвёртый дом слева. Да мимо не пройдёшь.
- Спасибо.
Иван вошёл в село и нужный дом нашёл сразу - над дверью висел портрет вождя и красное знамя. Войдя, он постучал в дверь.
****
- Так, документ оформили, теперь вопрос, где же тебя разместить?... - Егор Кузьмич почесал затылок. - Был дом, но сгорел неделю назад... Ну не беда, сейчас определю тебя на постой к кому-нибудь... Да хоть к Листовой, ага, все равно одна живет, чай пустит к себе постояльца. А чего, мужик в доме всегда сгодится. Ты рукастый?
- Ну гвоздь в стену вбить смогу, табурет там починить, стол... Отец научил.- улыбнулся Ваня и тут же погрустнел, вспомнив о папе.
- А большего и не надо. А коль чего не умеешь, мужики наши местные научат. Правда, их раз-два и обчелся, многих вoйна скосила..
Они шли вдоль улицы и вдруг председатель остановился.
- А вот и нужный дом.
Они подошли к небольшому, но относительно новому дому и председатель постучал в калитку.
- Листова! Открывай!
На зов вышла молодая девушка и Ваня вдруг засмущался. Она была очень красивой и что люди скажут, коли молодые люди будут вместе жить?
Девушка вышла за калитку и вопросительно посмотрела на Егора Кузьмича.
- Чего надо, товарищ председатель? У меня отгул!
- Да я не поэтому. Жильца прими на постой. Мы же когда заявку на агронома подавали, я рассчитывал, что в доме Невзоровых жить будет, а кто же знал что эти пацанята шальные курить там станут да сожгут его к чертям? Пусти специалиста, он же не запросто так, за деньги, да еще по дому поможет.
-За деньги, говоришь? Ну раз так, пущай живет. Да только не затягивай, ищи ему новое жилье. А коли Прошка вернется, сам перед ним ответ держать будешь.
- Ну как вернется, так и разберемся. Все бывай, товарищ Савельев. Завтра с утра ко мне, в курс дела водить буду.
Председатель ушел , а Иван, вежливо улыбнувшись, пошел за хозяйкой дома...
*****
Аня с утра выстирала все белье, убрала в доме и сварила щи. Вот и прошла половина выходного дня. Может быть, за грибами сходить? Она знает полянку, где растут шампиньоны и опята.. Засолить их.. Но для кого? Кто есть будет кроме нее?
Мать с отцом в Андреевке живут, а здесь в селе она одна. В 1940 году вышла замуж. Не по большой любви, а потому что дом ее родителей был полон детей - 12 человек, все друг у друга на головах. А тут Прохор, красавец-парень из соседнего села в клуб к ним стал ходить, да и заприметил ее. Уже через месяц он со своими родителями приехал ее сватать. Вот Аня и пошла замуж, чтобы из дома родительского уйти, да чтобы подружки обзавидовались какой ее муж красавец и что отец его бригадир на ферме, большой человек в селе, однако.
Уже в день свадьбы Аня узнала, что оказывается ее свекор Василий строит дом для своего старшего сына. И через полгода Прохор и Анна переехали в этот, хоть и небольшой, с двумя маленькими комнатами, но свой дом. Аня была единственной хозяйкой здесь. Хоть и ладила она со свекровью и сестрой Прохора, но все же когда сама в избе управляешь, лучше.
В 1941 году, когда в конце лета Прохора призвали на фрoнт, Аня горевала и печалилась. Не то чтобы она страстно любила своего мужа, но теплые чувства к нему испытывала. Он ее не обижал, был очень хорошим, серьезным, рассудительным и верным. За год их семейной жизни ни на кого даже не посмотрел, кроме своей жены. А она его уважала и заботилась о нем, веря, что у них вся жизнь впереди и успеет она крепко его полюбить и нарожать ему троих детей, как и мечтали. Но когда он уходил, у Ани даже не было и признаков беременности, что ее очень печалило. Она оставалась совершенно одна. Свекры уговаривали Анну переехать к ним, но она наотрез отказалась, мотивируя свой отказ тем, что за домом все равно уход нужен, и она хочет мужа дождаться именно в их семейном гнездышке.
Но в 1943 году улица вздрогнула от криков Анны - ей пришло извещение о том, что Прохор без вести пропал в январе под Сталинградом.
Они все слышали по радио сводки и Анна боялась даже представить себе при каких обстоятельствах пропал ее муж.
Но она продолжала ждать и верить, что он жив, ни разу не прикасаясь к черному платку и прогоняя мысль о том, что стала вдовой. Но с каждым днем надежды таяли.
Когда в 1945 году отпраздновали Победу, мужики один за другим стали возвращаться в село. Те, кто выжил. Много покалеченных, но живых. Анна молилась чтобы и ее муж пришел. Хоть в каком виде, но живой. Но вот прошло лето, осень, зима, а его все не было. Уже даже мать с отцом смирились что больше не увидят сына, а она все ждала.
К весне она смирилась... Нет его, значит не без вести пропал, а лежит где-то в безымянной могиле.
***
Анна вышла на зов председателя, рядом с ним стоял мужчина. Она не сразу поняла, что он был молод, наверное, чуть старше нее, но его голова была совершено седой. Посмотрев на него, она вздрогнула - что же должен пережить человек чтобы быть в его годы с седыми волосами?
Договорившись с председателем, что агроном пока поживет у нее, Аня завела жильца в свой дом и усадила за стол, накормив щами.
-Очень вкусно, такие щи моя мама варила.- Похвалил он хозяйку.
- На здоровье. надолго к нам?
Анна знала, что часто молодых специалистов присылали по распределению на пару-тройку лет, а потом они возвращались в город, либо выбирали другие районы. В из маленьком поселке редко кто задерживался.
-Насовсем, - ответил он.
- Интересно... А вы откуда сами?
- Из Подмосковья.
- А что же занесло вас в наши края? - удивилась Аня.
- Я расскажу как-нибудь позже. А пока покажите место, где я мог бы разместиться.
- Дальнюю комнату занимайте, а я в другой буду. Встаю я рано, к утренней дойке.
- Я тоже рано встаю. Анна... Как вас по батюшке?
- Семеновна, но лучше просто по имени. И без всяких товарищей, мы люди деревенские, к официозу не привыкшие. Просто по имени называйте.
- Хорошо, Анна. Вы не переживайте, я обузой для вас не буду, ежели чего помочь по хозяйству, так вы не стесняйтесь, говорите.
- Да я не из стеснительных. Давайте договоримся сразу - я готовлю, стираю и убираю, а вы носите воду и заготавливаете дрова для бани, а чуть позже на зиму для печи.
-Вот и договорились. Еще раз спасибо за обед.
Иван встал и пошел в дальнюю комнату что бы разложить вещи и немного вздремнуть, он очень устал с дороги.
А уже на следующий день, когда Анна вышла на работу, бабы над ней посмеивались и говорили что сам председатель ей мужика нашел.
-Он просто мой жилец, дом снимает. Глупости не говорите! -сердилась Аня.
- Ну-ну... - смеялись они в ответ.
-Да ну вас, - махнула рукой Аня.- Как только освободится какое жилье, так председатель его отселит.
***
Но председатель будто бы забыл о своем обещании и Иван продолжал жить у Анны. Они стали друзьями, хотя свекру это и не нравилось. Зато свекровь оказалась мудрой женщиной, она увещевала своего супруга:
-Ну что ты, отец... Прошки уж три года нет, ни слуху, ни духу от него. Жив ли наш мальчик, не ясно.. А Анька баба молодая, ей детей рожать надо, жить дальше. Может и срастется у них чего с агрономом.
-Да понимаю я.. Но все равно неприятно, - поморщился отец.
К Ивану он относился холодно, хотя не мог не признать, что в селе его полюбили и парнем он был толковым.
***
Под Новый год, растопив печь, Анна замесила тесто и принялась печь пирог, теперь ей есть для кого готовить и есть о ком заботиться. Хоть и голодно было, но Ваня как специалист, получал хороший оклад, к тому же ему платили ежемесячные выплаты за боевые заслуги и с пропитанием у них не было проблем. А на именины Анна получила в подарок платье. Сегодня Иван уехал в город по каким-то своим делам. Аня хлопотала на кухне и приводила дом в порядок. Звали ее подружки встретить с ними праздник, но она отказалась - они все с семьями и она чувствовала бы себя чужой. Свекры тоже звали, но Аня знала как относится свекор к ее жильцу и что он думает, будто они вместе. А разубеждать его дело зряшное.
Аня посмотрела на часы, уже пять часов вечера, за окном стемнело, а если он где-нибудь застрял? Он уехал на санитарном автомобиле, который им выделили в прошлом году и теперь все начальники села его использовали. Анна боялась, что в такую метель он может встать где-то посреди полей. Но вот она увидела как свет фар мелькнул в окне, вот и машина проехала, затем встала у сельской амбулатории. Приехал, хорошо...
Поужинав и поблагодарив ее за вкусные пироги, Иван вышел в сени и занес сверток.
-Что это? - удивленно спросила Аня.
-Это мой подарок тебе на Новый год. Разверни.
Аня развернула и ахнула от восторга - в свертке были новые валенки и красивая белая шаль, теплая, ажурная..
-Это мне? Правда?
-Правда. Валенки твои поистрепались совсем, да и не по размеру они тебе были. На пятке того и гляди дырка появится. И шаль твоя распускается, вот я и подумал..
- Иван, но зачем вы тратились? Мне право, неловко. Я ведь вам ничего не могу подарить... - Аня смутилась.
- О чем вы, Аня? Вы и так для меня много делаете. Плату не берете..
-Как я могу с вас брать плату коли я практически за ваш счет питаюсь? - перебила его Аня.
- Да, но вы обстирываете меня, убираете мою комнату, создаете для меня домашний уют, и эти валенки с шалью ничтожная плата за вашу доброту. Аня, примеряйте обновки и пойдем к клубу, там наши все собрались. Праздник сегодня, как-никак..
Они подходили к клубу вместе, и подружки Ани с улыбкой отметили что она пришла в новой шали, белоснежной, будто ее только соткали. И валенки.. Они были явно ей по размеру, что было редкостью для местных девчат.
-Это твой агроном тебя приодел? - завистливо вздохнула Маша.
-Он не мой. А это просто подарок, благодарность за то, что он у меня живет, - резко ответила Аня.
-Наверное, не только за то, что у тебя живет, но и за кое-что другое благодарит.
-Зависть тебе не к лицу, Маша. - Аня отвернулась и вдруг в нее полетел снежок. Она посмотрела кто его кинул - Иван. Засмеявшись, она отплатила ему тем же. Они как дети малые стали играть, подключились и другие. Новый год все встретили на улице, барахтаясь в снегу, кидаясь снежками и катаясь на санках.
Мария, которая прикладывалась к самогоночке, начала строить глазки Ивану, но тот не обращал на нее никакого внимания. Наконец, уже когда время было далеко за полночь, мокрая от снега и разгоряченная от уличных игр, Аня собралась домой, Иван засобирался с ней.
Маша, увидев, что они вместе уходят, громко крикнула:
- Ну и идите. Не забудь, Анька, ублажить мужика, глядишь и пальтишко тебе подгонит.
Рядом стоявшие бабы засмеялись, а Ане было очень обидно. Она понимала, что Маша говорит так со зла и из зависти, но то, что ее смех подхватили другие, говорило о том, что все так думают.
Войдя в избу, она расплакалась.
-Ну чего вы? Да пустое, пусть чешут языками сколько им влезет. Вы ведь знаете, что это неправда.
-Неприятно это... Откуда у людей столько злобы. За что они со мной так?- Аня вытирала слезы.
-Аня, если вы хотите, я съеду. Поживу на ферме в подсобке...
Аня подняла на него свои глаза и вдруг попросила:
-Поцелуйте меня, Иван Сергеевич. Пусть хоть что-то правдой окажется..
-Аня, вы сейчас просто расстроены...А завтра пожалеете.
-Но неужели я вам вовсе не нравлюсь?
-Нравитесь, но..
- Тогда я не вижу причин вашего отказа! - Анна встала и впилась в него губами..
Эту новогоднюю ночь они провели в одной постели, а наутро Аня, идя по селу, уже не так остро реагировала на шутки Маши, которую встретила у колодца, пусть болтает, ей уже все равно... Она вновь почувствовала себя счастливой и желанной..