Найти тему
Игорь Китаев

Как нас дурят мерчендайзеры, и почему шринкфляция страшнее инфляции?

Что только не изобретут производители и продавцы, чтобы подстегнуть интерес к своему продукту. Не даром даже появилась профессия такая - мерчендайзер. Это человек, который занимается продвижением товара на конкретном региональном рынке, а применительно к магазину - мерчендайзер - это тот, кто раскладывает товар по полкам, изобретая хитрости, чтобы его купили. На уровне глаз - продукция подороже, у ног - подешевле. Товары постоянного спроса надо выкладывать подальше от входа, чтобы идя к ним, люди посмотрели на другие полки и купили то, чего и не хотели изначально.

Подобные удочки и ловушки вы встретите в любом магазине. На рынке это тоже есть. Продавец на витрину выкладывает товар получше, чтобы заинтересовать вас.А когда набирает вам ваши яблоки или бананы, берёт из ящика, где всё вперемешку хорошие и плохие.

Ещё одна стратегия - пустить по торговому залу робота со сладостями для детей. Дети радуются - подходят к роботу и убеждают родителей купить то, чего в списке покупок не было.

Ещё одна хитрость - расфасованный товар, который уже разложен в пакеты, мешочки, сетки, авоськи. Казалось бы, это забота о покупателе, но нет. Это ещё одна хитрость. Когда ваш товар уже расфасован, вы лишены возможности выбирать и берёте плохие картофелины вместе с хорошими. Поэтому и цена на такую сетку может быть ниже, чем если покупать из россыпи.

За замороженную рыбу люди почти всегда сильно переплачивают. В её составе есть лёд, который занимает значительную часть её объёма. И за него приходится платить. Придя домой, разморозив рыбу и снова взвесив, вы увидите грустную вещь: ваш товар стал легче. Поэтому рыбу надо брать вживую из магазинного аквариума, тогда всё будет по честному.

На рынке тоже полно случаев, когда продавцы идут на хитрость. Это не только банальный обвес. Это и ситуация, когда на витрину выставляется хороший товар, на который клюёт покупатель, а затем ему из мешка или из коробки накладывается обычный товар - всё подряд, хороший вместе с плохим. Поэтому надо всегда настаивать на том, чтобы набирать пакет самому и брать товар с витрины, потому что сюда положили лучшее.

Ещё одна хитрость, и ею сильно грешат производители молочных продуктов - указывать на упаковке не объём в литрах, а массу в граммах/килограммах. Плотность молока и кефира не равна плотности воды, она примерно на 3% больше. То есть, если рядом лежат два пакета молока, на одном написано “1 литр”, на другом “1 килограмм”, брать надо то, где 1 литр, там молока будет больше. А завод, пишущий на упаковке 1 килограмм или 900 граммов - лукавит и хочет получить несправедливое конкурентное преимущество за счёт того, что граждане не помнят школьный курс физики.

Ну и в завершение разговора раскрою ещё один термин. Он называется
шринкфляция - фасовка товара на более мелкие порции. Это когда производитель накладывает в 1 упаковку на полную меру веса, скажем не литр, а 850 миллилилитров, не 1 килограмм, а 750 граммов. В итоге упаковка стоит дешевле, и покупатель, стремящийся к экономии возьмёт её. При этом стоимость 1 полного килограмма или 1 полного литра ему приходится досчитывать в уме, чтобы понять. выгодно он берёт или нет.

Подведу итог: поведение производителей и продавцов не всегда можно назвать обманом. Но очень часто их действия можно однозначно охарактеризовать, как лукавство, хитрость, уловка, трюк. Будьте начеку, берегите ваши деньги!

Продолжение следует! Ваши лайки и комментарии морально поддерживают писать статьи для Дзена.

-----

Больше экономических новостей и аналитики - в моём телеграм-канале Китаев.Экономика