Найти тему

Улицы моего района: Аэродромная улица

Пересечение будущих бульвара Яна Райниса и Аэродромной улицы. Фото 1965 г.
Пересечение будущих бульвара Яна Райниса и Аэродромной улицы. Фото 1965 г.

Ну, наконец-то, я добралась до бывшей территории подмосковного города Тушино... Ну и первая улица, на которую я вышла ( а это было ещё в августе) - конечно же улица Свободы. Ещё были четыре "пограничные" улицы - Туристская, Саломеи Нерис и бульвары Химкинский и Яна Райниса. И вот, наконец, - Аэродромная улица. Сегодня на неё проще всего попасть с бульвара Яна Райниса.

Бульвар Яна Райниса как раз там, где есть поворот на Аэродромную улицу
Бульвар Яна Райниса как раз там, где есть поворот на Аэродромную улицу

Но здесь её окончание. Начинается она у улицы Фабрициуса, откуда начинается и нумерация домов. Длина этой непримечательной улицы всего 700 метров. Она тихая и узкая, по современным меркам. Но зато здесь очень много зелени.

-3

Эта улица, также как и начало улицы Туристской, когда-то начала застраиваться ещё в конце 1950-х гг. Первый дом на улице, которая носила тогда звучное имя - улица Мира - и располагалась на окраине города Тушино, был построен в 1959 году. Это была кирпичная четырёхэтажка... Буквально через пару лет появился ещё один дом - пятиэтажный, ну а более понятные нам девятиэтажные дома здесь появляются в 1975 году

-4

Я никогда не задавалась вопросом, почему её назвали Аэродромной. Как и многие тушинцы подобные названия мы воспринимаем как само собой разумеющееся - ведь у нас в Тушино был аэродром... Но он гораздо дальше ( я теперь знаю все его ориентиры...)

Но ещё в 30-х годах прошлого века помимо общеизвестного Тушинского, находившегося около излучины Москвы-реки, в трёх км от него функционировал другой малоизвестный аэродром. Он располагался вблизи деревни Захарково. Аэродром этот, не попавший ни на один «гражданский» довоенный план Москвы и крайне редко упоминавшийся в печати, по встречающимся сведениям, начал функционировать с 1931 года и в разные годы назывался Химкинский аэродром МАГОН; аэропорт Химки; аэродром "Захарково". На нем базировались самолеты дальней авиации, совершавшие полеты за Полярный круг — Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), основанная в 1934 г.

фото из открытых источников интернет. Газета "Правда" 1954г
фото из открытых источников интернет. Газета "Правда" 1954г

В начале войны на аэродроме Захарково базировались истребители, входящие в состав частей ПВО Москвы. В сентябре и октябре 1941 года там размещалась часть самолетов 233-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса (другая часть размещалась на аэродроме Тушино).

А в конце 1940-х, уже было мирное время, это место стало еще более авиационным: помимо самолетов на аэродроме Захарково начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция (ЛИС), позднее ставшая подразделением Завода №329. Здесь зарождалось отечественное вертолетостроение.

Так что к понятию "аэродром" эта местность имеет самое прямое отношение. Судя по первой приведённой старой фотографии, Аэродромная улица, как направление в сторону Тушинского аэродрома, была так сказать изначально. Направлением. Обычной грунтовой дорогой между двумя аэродромами...

Когда был построен МКАД, границы Москвы отодвинулись от своих прежних, включив в городские территории и подмосковное Тушино. Захарковский аэродром было решено ликвидировать, а его территорию застроить домами для москвичей. Уже в марте 1960 г. был издан приказ «О перебазировании специалистов 247 АО ПА на аэродром Шереметьево и ликвидации аэропорта Захарково». Так закончилось недолгое лётное прошлое этих территорий. А тушинскую улицу Мира, которую только начали застраивать, в 1964 году переименовали в Аэродромную улицу.

Жизнь этой улицы практически всегда текла спокойно, без потрясений и перестроек. В конце 1980- здесь возводят несколько шестнадцатиэтажных домов.

-6

А последнее строительство относится к 1999 году. Строится красивый 12-ти этажный элитный, так называемый клубный дом.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Как бы не ускорялась жизнь на окрестных улицах, как бы не расширялись их полосы, на Аэродромной всё также 2 полосы для автомобильного движения и спокойствие...

Оно реально было нарушено только когда жители Тушина выступали против вырубки остатков реликтовой дубовой рощи, которая чудом сохранилась здесь, наверное потому, что долгое время входила территориально в зону охраняемого маяка на аэродроме. Сегодня здесь существует народный парк «Дубовая роща Маяк» и стоит школа.

Но об этой истории отдельный рассказ, когда я буду к ней готова.