В начале XIX века Северный Кавказ представлял собой многоконфессиональный конгломерат. Учения христианства и ислама с трудом находили путь к душам горцев. Последние ещё предпочитали старые верования предков.
Предистория осады
Наиболее пластичным и подходящим к условиям жизни горцев был суффийский тарикат. Имам Чечни и Дагестана Гази-Мухаммад на основе накшбандийского тариката стал создавать исламское государство, которое имело целью объединение горцев.
Создание единого государства встретило непонимание у местных феодалов, которых поддержала Российская империя. Гази-Мухаммед погиб в схватке с русскими солдатами в октябре 1832 года.
В январе 1833 года избрали нового имама - Гамзат-бека. Но его в 1834 году убивают кровники, один из которых был знаменитый Хаджи-Мурат. В том же году новым имамом стал Шамиль.
Ахульго
Силы неравны. Горцы под руководством Шамиля летом 1839 года оттеснены русской армией и местной милицией в Дагестан. Укрепились в ауле Ахульго на одноимённой горе (Набатная гора).
На верху горы плоское место. Там горцы оборудовали наблюдательную башню. По имени строителя назвали Сурхаевой башней. С неё открывался отличный обзор на местность.
На подходах и внутри аула горцы выкопали траншеи и даже соорудили своеобразные дзоты в каменных постройках с бойницами. К речке был выкопан лаз, защитники легко могли доставать воду. У русских возможности перекрыть доступ к воде не было возможности.
У Шамиля хватало и бойцов:
- «Шамиль заперся в Ахульго, со всеми своими приверженцами, их семьями, и заложниками от покорных ему племён, число которых доходило до 4000 душ обоего пола. Вооружённых было свыше 1000 человек, из них 100 самых отчаянных мюридов, предводимых Али-Беком заперлись в Сурхаевой башне» - Милютин Д. А. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. СПб., 1850. С. 79.
Осаждающие силы состояли из:
- 4 батальонов Куринского егерского полка;
- 4 батальонов Апшеронского пехотного полка;
- 2 батальонов Кабардинского егерского полка;
- 1 роты Кавказского сапёрного батальона;
- 5 сотен казаков (2 конных и 3 пеших);
- 500 всадников милиции;
- 18 орудий (6 лёгких, 8 горных, 4 орудия казачьей артиллерии).
В общем 10 тысяч человек. Командует генерал-адьютант Павел Христофорович Граббе.
Боевые действия
1-й штурм
12 июня началась осада Ахульго. Русские выставили против Сурхаевой башни восемь горных орудий. Из-за скальной породы артиллерийские позиции готовы только к 29 июня.
Рано утром 29 июня 1839 года батареи провели артподготовку. В 9.00 батальоны Апшеронского и Куринского полков с трёх сторон начали подниматься. Крутизна подъёма, по которому поднимались атакующие, превышала 45 градусов. Русские солдаты шаг за шагом приближались к вершине. В 16:00 генерал-майор Лабынцев повёл на штурм батальон Кабардинского полка. Но комендант Сурхаевой башни ближайший сподвижник Шамиля аварец Хириясул Алибек со 100 самыми храбрыми джигитами отбил атаку. Сам тяжело ранен:
- «Самым же удивительным из того, что когда-либо видели глаза и слышали уши, было следующее. Выдающийся храбрец, мухаджир, аварец (ал-авари) Алибек, сын Хириясулава, был ранен в правое плечо ядром, выпущенным из большой пушки, причем так, что локоть был оторван, но висел на сухожилиях. Алибек же, продолжая сражаться с огромной страстью, сказал тут бойцам, которые находились вокруг него: „Отрубите-ка это!“—и указал на свой висящий локоть. Те, однако, не стали отрубать его и Алибек, наступив тогда на этот локоть ногой, сам отрубил его саблей, а затем продолжил битву, держа оружие в другой руке» - Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки (пер. Т. М. Айтберова). Дагестанский научный центр РАН. Махачкала. 1992.
2-й штурм
4 июля русские орудия уничтожили Сурхаеву башню. Под её обломками погибли все её храбрые защитники, так и не покинувшие поста. Граббе подтянул орудия на вершину горы.
3-й штурм
12 июля прибыли три батальона пехоты с орудиями под командованием полковника Врангеля.
16 июля русская пехота под командованием Врангеля бросилась на штурм. Им надо преодолеть мост перед аулом. Солдаты не знали, что горцы вырыли за вторым рвом ещё один.
Под ураганным огнём преодолели мост, затем первый ров. Оказались на простреливаемом перешейке между двух рвов. Здесь несут большие потери, сам Врангель ранен. Ситуацию ухудшило то, что начальство не поняв причины заминки бросило вперед еще батальоны. Задние стали напирать на передних, началась сутолока. Только ночь спасла русских от избиения.
- В общем: убито 7 офицеров и 153 солдата, ранены 31 офицер и 580 солдат.
После штурма Граббе попросил перемирия. Горцы согласились. Начались переговоры, которые ничем не закончились.
4-й штурм
17 августа русские войска тремя штурмовыми колоннами наступают на аулы Ахульго. Среди горцев много раненых, мало боеприпасов, здоровых валит возникшая эпидемия оспы. Им приходится сдерживать атаку бросаясь на атакующие цепи врукопашную. Гибнут на русских штыках. Русской пехоте удаётся закрепиться вблизи от саклей аулов Новый и Старый Ахульго.
Шамиль начал переговоры, заключил трёхдневное перемирие и отдал русским в качестве аманата сына Джамалуддина.
5-й штурм
21 августа последний штурм. Горцы закрепились в импровизированных дзотах - каменных саклях с бойницами. Оттуда ведут меткий огонь. Русские не атакуют сакли. Сапёры закладывают фугасы и взрывают постройки с защитниками. В самой большой сакле взорвали 200 её защитников.
600 защитников оттеснили к центру между поселениями и перекололи на открытом месте штыками. 22 августа все возвышенности вокруг аулов захвачены. Горцы сконцентрировались в аульных домах.
23 августа началась зачистка аулов:
- Бой был ужасный. Женщины принимали в нём самое деятельное участие с оружием в руках; самыя дети кидали каменья на штурмующие войска; матери с детьми своими бросались в кручу, чтобы не попасть в плен, и целые семейства были живыми погребены под развалинами сакель своих, но не сдавались. О пощаде нельзя было и думать; кроме тех, которые положили оружие при начале штурма. Остальные (до 1500 человек) решились умереть и на предложение капитуляции отвечали выстрелами из винтовок и ударами кинжала - Из рапорта ген. Граббе ген. Головину. 24.08.1839 г., № 456. лагерь при Ашильте (стр. 334).
Еще более страшные вещи пишет Милютин:
- Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением: женщины и дети, с каменьями или кинжалами в руках, бросались на штыки или в отчаянии кидались в пропасть, на верную смерть. Трудно изобразить все сцены этого ужасного фанатического боя: матери собственными руками убивали детей, чтобы только не доставались они Русскимъ: целые семейства погибали под развалинами саклей. Некоторые из мюридов, изнемогая от ран и тут ещё хотели дорого продать свою жизнь: отдавая уже оружие, они коварно наносили смерть тому, кто хотел его принять - Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Полковник Милютин Д. А. СПб., 1850. С . 119.
Однако горцы до 29 августа поодиночке и группами прячутся в пещерах, откуда совершают нападения. Спаслись только двадцать человек с раненым Шамилем. Погибла его жена Джавгарат и грудной сын Саид, сестра Шамиля бросилась в ущелье.
- Что удивляет меня лично, так это то, что русские могли артиллерийским огнём испепелить аул. Но зачем-то бросились в рукопашную, неся большие потери. Видимо надеялись, что горцы сдадутся. Или просто не хотели уничтожать мирное население.
Результаты
Потери русских - 500 человек убитыми, 1722 раненными, 694 контуженными; в том числе 117 офицеров (23 убитых, 91 раненный, 33 контуженных).
- Насчитано было свыше 1000 неприятельских трупов, большое число их неслось по реке. В плен было взято до 900 человек, большей частию женщин, детей, и стариков, и те, несмотря на своё изнурение и раны, покушались на самые отчаянные предприятия. Некоторые из них, собрав последние силы свои, выхватывали штыки у часовых и бросались на них, предпочитая смерть унизительному плену. Эти порывы исступления составляли резкую противуположность с твёрдостию стоической некоторых других мюридов; плач и стоны детей, страдания физические больных и раненных дополняли печальную сцену - Описание военных действий 1839 года в северном Дагестане. Милютин 1850 г. стр. 119.
По альтернативному источнику:
- Взято было русскими до 300 душ, считая в том числе мужчин, женщин и детей - Мухаммад Тахир аль-Карахи «Три имама». Перевод с арабского. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — С. 45 — 46.