На берегу реки Троца на фоне высоких елей и берез грустно качается на волнах старый, потрепанный временем, «дом на воде». Подойти поближе и разглядеть его с берега не получится, это можно сделать, только проплывая мимо на лодке, так как он находится на охраняемой территории предприятия «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
О нем нам рассказали сотрудники Центрального конструкторского бюро Прокофьев Е.К, Скрипаль В.И., Ларионов С.Ф. и Тумаков А.И.
В 60-е годы прошлого столетия на берегу реки Троца в районе деревни Кузнецово была создана Испытательная станция (ИС-2) под руководством конструктора Р.Е. Алексеева.
Испытательная база (станция) была засекречена, обнесена высоким забором и тщательно охранялась. На территории были построены различные здания, а также пирс и причал. Между козловым краном и стоянкой катеров-буксировщиков был установлен дебаркадер, с двухпалубной надстройкой на железобетонном понтоне, на котором модели готовили к испытаниям.
Дебаркадер позволял в кратчайшие сроки развернуть дополнительные производственные площади без значительных капитальных вложений.
Стоял он на якорях, связь с берегом осуществлялась по двум сходням. Работали на нем круглогодично, и даже зимой, когда стояли сильные морозы и трещал лед, температура в помещении достигала +45 градусов. «От такой жары и сухости даже бумага трескалась в конструкторском отделе» - вспоминают рабочие. А все потому, что плавучий дом отапливался паровым отоплением от центральной котельной. Питьевую воду приносили ведрами с колонки, которая находилась метрах в 100 от дебаркадера.
Интересный случай произошел летом 1964 г. Во время сильного дождя и порывистого ветра, якоря не выдержали, и дебаркадер стало относить течением от берега. Сначала рабочие даже не поняли, что случилось. В шутки один крикнул другому: «Смотри, мы плывем!». А потом все бросились выключать рубильники и кидать канаты на берег, для дополнительно фиксации дебаркадера.
Этот «дом на воде» просуществовал в рабочем состоянии почти 40 лет. На нем были размещены производственные участки. Почти весь первый этаж занимал участок модельного производства, а второй – конструкторское подразделение. В небольших комнатах второго этажа размещались библиотека, метеослужба и узел радиосвязи.
После 1975 года конструкторский отдел был переведен на другой объект, а на освободившихся площадках расположились отдел аэрогидродинамических испытаний (АГДИ) и лаборатория полунатурных испытаний (ЛПИ).
За техническим состоянием дебаркадера следила служба флота. В ее обязанности входило следить за водонепроницаемостью понтона. Летом откачивать просочившуюся воду и заделывать места протечки. Зимой обкалывать лед по всему периметру, чтобы понтон не раздавило льдом.
В конце 80-х годов понтон начал набирать столько воды, что откачка и ремонт стали настолько частыми, что пришлось принять решение о его замыве («замыв понтона» означает поставить его на мель, перетащить ближе к берегу во избежание затопления.) После этого дебаркадер перешел из категории плавучего в категорию стационарного.
Сейчас бывшие работники рассказывают, что на самом дебаркадере висел список полета шпионских спутников, во время которых было запрещено не только проводить испытания, но и находится на улице, перемещаться по территории базы.
Теплыми словами вспоминают бывшие коллеги, проведенное время за работой. Вид из окна – река, шум волн, легкий ветерок во время жаркого летнего зноя и бескрайняя снежная даль зимой - все это оставило приятные воспоминания в памяти людей.
В настоящее время вид дебаркадера производит печальное зрелище. «Хотелось бы надеяться на достойный, высокотехнологичный, соответствующий 21 веку демонтаж этого красивого до сих пор, но ветхого технического сооружения»- говорит Прокофьев Е.К.