В обзоре новой модульки ARMAT IEK я написал, что мне не понятно назначение вырезов - якобы они для проверки длины зачистки. Версия с зачисткой была выдвинута одним из блогеров (не будем давать рекламу))), но опровергнута производителем.
Что же это за штампованные углубления?
Ведь пресс-форму делать - не лёгкий и дорогой труд, каждая загогулина стоит много времени на череду согласований. Значит, в ней есть смысл. Но какой?
Статья для тех, кто привык копать глубоко и получать кайф от узнавания чего-то нового.
Меня просветил читатель моего блога Александр, для которого изучать автоматы - хобби и вероятно дело всей жизни)))
Вот что оно рассказал в комментариях к статье на блоге. Та же статья про Армат в краткой версии, опубликованная здесь, на Дзене, с другими комментариями:
Итак, версия Александра.
Зачем нужны вырезы около клемм некоторых автоматов?
Технологические вырезы, которые якобы для указания длины зачистки жилы, встречаются у некоторых автоматов.
У меня есть другая версия и она связана с шинами. А заодно расскажу про один лайфхак от АВВ по подключению автоматов.
Лайфхак из каталога АВВ, серия S260.
* * *
Была когда-то у АВВ голая (без изоляции) 1-фазная универсальная Fork-шина SZ-KS (12 кв.мм 65А) для серий S190, S260 и других.
Для установки этой шины у автоматов должны быть открытые площадки на нижних клеммах, без боковых заглушек, т.е. внизу должна быть щель, если смотреть на автомат сбоку.
На рисунке изображены S260 со щелью, в которую вставляется шина, и сама шина. После установки шина не выпирает вниз за габариты автомата.
Получается, шина полностью неизолированная, но она утапливается вглубь автоматов, и абсолютно безопасна. А в обычные клеммы можно зажать проводники, если необходимо.
У старой топовой серии ABB S280 площадки для Fork-шины сверху и снизу, они закрыты по бокам преднамеченными заглушками, которые при необходимости легко выламываются тонкогубцами. Такие же “заглушки” есть у некоторых других автоматов с площадками под Fork-шину. Например, Hager, ИЭК Армат, GE G60 и другие.
Далее на фото будет закрытая сбоку площадка под Fork-шину АВВ S280, а потом сам лайфхак от АВВ на примере S280 с выломанными снизу заглушками площадок.
Лайфхак, как можно подключить такие автоматы
Допустим. Нужно подать питание на несколько 1-полюсных автоматов стоящих на рейке в ряд.
Шины нет, ПуГВ нет, НШВИ нет, вообще ничего нет кроме нескольких обрезков моножилы то ли 4 кв.мм, то ли 6 кв.мм.
Выламываем боковые “заглушки”.
Ровный кусок моножилы закладываем снизу под шляпки винтов и затягиваем винты.
Кстати, на площадке под Fork-шину (в нижней части площадки) часто бывает маленький квадратный слегка выпирающий вперёд пиптик. У Хагера он хорошо виден, такой же пиптик был у S260.
Теоретически он поможет зафиксировать жилу заложенную снизу под шляпку винта. Вообще, ровный кусок моножилы можно всунуть в щель не снизу, а сверху винта, и тогда он вниз не выпадет, даже если винт ослабнет.
На этом фото жила заложена снизу. Так было на фотографии из каталога АВВ, и там тоже было два 1-полюсных автомата.
Получается, что клеммы становятся как бы двойными - это когда одним винтом зажимаются две клеммы (АВ: S200 серия, IEK Armat, УЗО: F200 и FH200 серии у АВВ как пример). Это существенно расширяет возможности применения такой "универсальной" модульной продукции.
Вопрос: А для обычной изолированной Fork-шины, которая везде сейчас продается, это выламывать нужно?
Ответ Александра:
У старых серий АВВ S260, S270 щель внизу была всегда открыта, как на фото (S273). Для этих серий были предусмотрены обычные изолированные fork-шины снизу, обычные изолированные pin-шины сверху и одна голая узкая fork-шина, которая при установке снизу полностью скрывалась в щели не выступая за габариты автомата.
У S280 щели с обоих сторон закрыты, но обычную изолированную fork-шину можно было ставить сверху и снизу ничего не выламывая в корпусе.
Лайфхак был для S260 с открытой щелью, и вполне применим для S190 и S270, а для S280 пришлось бы выламывать по бокам пластик. S280 была дорогой топовой серией и для неё вряд ли стали бы рекомендовать такие способы подключения )) Просто у меня под рукой из старых АВВ ничего не было кроме б/у S282 С63, простоявшего 15 лет в этажном щите вместо сгоревшего советского пакетника, и я на нём показал ))
Шторка между полюсами
Что касается вырезов (часто причудливой формы) на боковых сторонах корпуса возле зажимов, то они скорее всего предназначены для установки межполюсных перегородок у многополюсных автоматов.
Некоторые (американские) стандарты требуют такие перегородки.
А без перегородок, за счёт образующегося углубления между соседними модулями, будет больше длина пути утечки по поверхности между разноимёнными фазами при загрязнении автомата.
В результате резко выигрываем в безопасности - замыкание между полюсами по разным причинам (от грязи и тараканов до шаловливых рук) сводится к нулю.
Вот выштамповка для установки неизолированной FORK-шины и перегородки между полюсами показана на Армате:
Расскажите, вы знали о таких особенностях ABB, Armat и других модульных автоматов?
Как обычно, несколько статей в тему:
------------------------------------
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!