Найти тему

Человек в детском рисунке

Личностные качества ребёнка можно интерпретировать через рисунки, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека. Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребёнка, нередко они символизируют важных лиц в психологическом окружении ребёнка.

Интерпретация рисунка строится на последовательном анализе следующей информации:

  • кто изображён;
  • что он делает в данный момент;
  • пропорциональность фигуры, особенности изображения отдельных частей тела, расположение на листе;
  • декорирование и выбор цветов;
  • прорисовка деталей и наличие аксессуаров;
  • качество линий (нажим, равномерность и тп);
  • о чём говорил ребёнок при беседе, поясняя свой рисунок.

Для предварительного анализа необходимо оценить нет ли каких-либо явных отклонений: нарисованы и верно соединены все части тела, человек нарисован в одежде.

Каждая часть изображённой фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребёнка.

  • Фигура - символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.
    Длинная и вытянутая - интровертность, с 7-летнего возраста может говорить об анорексии.
    Угловатость, худоба, вытянутость - проблемы общения.
    Маленькая, хрупкая - ощущение собственной слабости.
    Особо полная - наличие неудовлетворëнных потребностей, с 7-летнего возраста может говорить о недовольстве внешностью.
    Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупкип ребёнком - признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.
  • Голова - это сфера интеллекта, воображения, управления побуждениями.
    Непропорционально большая голова предполагает уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; может быть звоночком о головных болях.
    Маленькая голова - недовольство своим интеллектом.
    Нечётко нарисованная голова говорит о застенчивости и робости.
    Тщательно прорисованная причёска может отображать повышенную потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре внимания.
    Изображение головного убора символизирует защиту от воздействия внешнего мира.
  • Черты лица - самая социальная часть рисунка, она олицетворяет сферу общения.
    Хорошо проработанное лицо - знак здорового самоуважения.
    Избыточная детализация на лице свидетельствует об активном воображении.
    Неясное, тусклое лицо - застенчивость, боязливость.
    Широко открытые глаза могут быть признаком любознательности; чрезмерно большие глаза, зачернëнные, в тёмных очках изображают тревоги.
    Аккуратные брови - проявление сдержанности, умеренности.
    Густые, мохнатые брови говорят о строптивости, несдержанности.
    Активные ноздри могут свидетельствовать о скрытой агрессии.
    Большой, заштрихованный, открытый рот так же говорит об агрессивном настроении.
    Отсутствие рта, рот-точка - скрытие чувств или неумение их выразить.
    Хорошо прорисованные губы (для подростков) символизируют самолюбование, любовь к себе.
    Чётко прорисованные зубы могут выражать агрессию защитного характера.
    Слишком маленькие уши или их отсутствие могут говорить о стремлении заглушить критику.
    Слишком большие уши - настороженность.
    В рисунках маленьких детей отсутствие шеи не является критичным, но с возрастом трактуется как незрелость.
  • Руки - символ активности, общения, контроля.
    Отсутствие рук - пассивность, бездеятельность.
    Длинные руки - наличие амбиций.
    Короткие руки - тенденция к отступлению.
    Расслабленные и гибкие руки - хорошая приспособляемость в межличностных отношениях.
    Мускулистые руки говорят о том, что ребёнок нуждается в физической силе и храбрости.
    Прижатые к телу руки служат признаком интровертности.
    Расставленные в стороны руки свидетельствуют об общительности (с 8-летнего возраста).
    Руки подняты вверх - символ агрессии.
    Руки на бёдрах - неосознанное намерение защищаться.
    Руки подняты вверх - признак агрессии.
  • Ноги - символ опоры и устойчивости.
    Непропорционально длинные ноги - потребность в безопасности.
    Ноги разной длины говорят о смешении противоположных чувств.
    Слишком короткие ножки олицетворяют чувство неловкости.
  • Одежда носит защитный характер.
    Избыток одежды указывает на дискомфорт и потребность в дополнительной защите.
    Множество аксессуаров (бантики, пряжки и тп) говорят о повышенном внимании к собственной персоне.
Другие статьи по теме:
Как трактовать детский рисунок по цвету?
Детские рисунки. О чём они говорят и что из них можно узнать?