Личностные качества ребёнка можно интерпретировать через рисунки, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека. Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребёнка, нередко они символизируют важных лиц в психологическом окружении ребёнка.
Интерпретация рисунка строится на последовательном анализе следующей информации:
- кто изображён;
- что он делает в данный момент;
- пропорциональность фигуры, особенности изображения отдельных частей тела, расположение на листе;
- декорирование и выбор цветов;
- прорисовка деталей и наличие аксессуаров;
- качество линий (нажим, равномерность и тп);
- о чём говорил ребёнок при беседе, поясняя свой рисунок.
Для предварительного анализа необходимо оценить нет ли каких-либо явных отклонений: нарисованы и верно соединены все части тела, человек нарисован в одежде.
Каждая часть изображённой фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребёнка.
- Фигура - символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.
Длинная и вытянутая - интровертность, с 7-летнего возраста может говорить об анорексии.
Угловатость, худоба, вытянутость - проблемы общения.
Маленькая, хрупкая - ощущение собственной слабости.
Особо полная - наличие неудовлетворëнных потребностей, с 7-летнего возраста может говорить о недовольстве внешностью.
Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупкип ребёнком - признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. - Голова - это сфера интеллекта, воображения, управления побуждениями.
Непропорционально большая голова предполагает уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; может быть звоночком о головных болях.
Маленькая голова - недовольство своим интеллектом.
Нечётко нарисованная голова говорит о застенчивости и робости.
Тщательно прорисованная причёска может отображать повышенную потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре внимания.
Изображение головного убора символизирует защиту от воздействия внешнего мира. - Черты лица - самая социальная часть рисунка, она олицетворяет сферу общения.
Хорошо проработанное лицо - знак здорового самоуважения.
Избыточная детализация на лице свидетельствует об активном воображении.
Неясное, тусклое лицо - застенчивость, боязливость.
Широко открытые глаза могут быть признаком любознательности; чрезмерно большие глаза, зачернëнные, в тёмных очках изображают тревоги.
Аккуратные брови - проявление сдержанности, умеренности.
Густые, мохнатые брови говорят о строптивости, несдержанности.
Активные ноздри могут свидетельствовать о скрытой агрессии.
Большой, заштрихованный, открытый рот так же говорит об агрессивном настроении.
Отсутствие рта, рот-точка - скрытие чувств или неумение их выразить.
Хорошо прорисованные губы (для подростков) символизируют самолюбование, любовь к себе.
Чётко прорисованные зубы могут выражать агрессию защитного характера.
Слишком маленькие уши или их отсутствие могут говорить о стремлении заглушить критику.
Слишком большие уши - настороженность.
В рисунках маленьких детей отсутствие шеи не является критичным, но с возрастом трактуется как незрелость. - Руки - символ активности, общения, контроля.
Отсутствие рук - пассивность, бездеятельность.
Длинные руки - наличие амбиций.
Короткие руки - тенденция к отступлению.
Расслабленные и гибкие руки - хорошая приспособляемость в межличностных отношениях.
Мускулистые руки говорят о том, что ребёнок нуждается в физической силе и храбрости.
Прижатые к телу руки служат признаком интровертности.
Расставленные в стороны руки свидетельствуют об общительности (с 8-летнего возраста).
Руки подняты вверх - символ агрессии.
Руки на бёдрах - неосознанное намерение защищаться.
Руки подняты вверх - признак агрессии. - Ноги - символ опоры и устойчивости.
Непропорционально длинные ноги - потребность в безопасности.
Ноги разной длины говорят о смешении противоположных чувств.
Слишком короткие ножки олицетворяют чувство неловкости. - Одежда носит защитный характер.
Избыток одежды указывает на дискомфорт и потребность в дополнительной защите.
Множество аксессуаров (бантики, пряжки и тп) говорят о повышенном внимании к собственной персоне.
Другие статьи по теме:
Как трактовать детский рисунок по цвету?
Детские рисунки. О чём они говорят и что из них можно узнать?